READWEB

Москва
C
						
						

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Актер Алексей Баталов: причины смерти, прощание, самые знаковые роли в кино

17 июня
10:41 2017

В ночь на 15 июня стало известно, что в одном из московских пансионатов скончался легендарный советский и российский актер Алексей Баталов. Прощание с легендой состоится 19 июня на Преображенском кладбище столицы.

Прощание с актером пройдет в столичном Доме Кино 19 июня, а похоронят его на Преображенском кладбище.

О смерти Баталова  сообщили родственники актера. По их словам, он скончался ночью.

Ранее супруга Алексея Баталова рассказала, что актер около двух месяцев провел в больнице с двойным переломом ноги. В середине мая его перевели в реабилитационный центр.

Актер Алексей Баталов: где и как родился, родители

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в семье актеров Московского художественного театра Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Родители будущего артиста расстались, когда сыну было три года.

Алексей Баталов впервые вышел на сцену, находясь в эвакуации в городе Бугульме, где его мать создала свой театр. В 1944 году он дебютировал в большом кино, снявшись в эпизодической роли школьника в фильме режиссера Лео Арнштама «Зоя».

Актер Алексей Баталов: В 1950 году Баталов окончил Школу-студию имени Вл.И. Немировича-Данченко, после чего устроился на работу в Московский художественный академический театр. Практически сразу он был призван в армию, службу проходил в труппе Театра Советской армии.

Активная актерская карьера Баталова началась в 1954 году. Его первой серьезной работой стала роль молодого рабочего Алексея Журбина в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица. Позже Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964).

Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья», — писал в своей поэме Гоголь. Это для искусства правило непреходящее: есть личность — есть искусство. Баталов был личностью. Его душевные качества, его убежденность и жизненные принципы магическим образом сообщались его персонажам, давали им масштаб, энергию и его неповторимое, баталовское обаяние.

Актер Алексей Баталов: человек — Легенда

Владимир Меньшов, автор оскароносного фильма «Москва слезам не верит», вспоминал, как выбор именно этого актера перевернул всю задуманную концепцию роли и как Гоша из «хамоватого мужика, говорившего всем колкости и гадости», превратился в «рабочего интеллигента», в «аристократа золотые руки», способного установить свои правила в жизни героини — на правах мужчины. Феминистки скандалят, завидев картину, и до сих пор, — но и они не могут не признавать притягательность героя, его внутреннюю силу и чистоту.

Алексей Баталов своим появлением произвел в нашем кино революцию. Не в одиночку, конечно: в эпоху «оттепели» отлитых в бронзе персонажей сменяли герои живые и думающие. Но сейчас уже трудно вообразить взрыв в умонастроениях общества, какой произвели первые роли Баталова: рабочий парень в фильме «Большая семья» и простой шоферюга в «Деле Румянцева». Пролетарскую простецкость не умеющих сомневаться персонажей — «своего парня» Бориса Чиркова или монументального Бориса Андреева — сменил человек размышляющий. И оказалось, что сомневаться и сопротивляться можно и нужно, что временем теперь востребован человек с самостоятельной жизненной позицией.

Баталов вернул нашему кино великую литературную традицию.

Приходила пора фильмов-диспутов, идеально вписавшихся в оттепельный мир поэтических вечеров в Политехническом, споров «физиков и лириков», театра «Современник», принципиально новых молодых героев. Символами времени стали Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский в фильме «Девять дней одного года» — физики-ядерщики, романтики и прагматики, идущие навстречу опасностям как к вратам в новые эпохи. Кино уже не транслировало в массы официальные установки, а говорило с согражданами на равных — думая вместе с ними, сомневаясь и споря. Этот мощный рывок в будущее, свободное от предрассудков и сменившее веру на знание, Баталов воплощал идеально.

Он был больше, чем кинозвездой. Если в те же годы вся Америка делала макияж под Мэрилин Монро, зрители Советского Союза сверяли по Баталову свое сердце, мысли, жизнь. Разница принципиальна. «Девять дней…» в кинотеатрах посмотрели около 25 млн. человек, по опросам журнала «Советский экран» Баталов был признан актером года.

 

Актер Алексей Баталов:»Особое место в кино»

Народный артист России Игорь Костолевский, работавший с Баталовым на съемках фильма «Звезда пленительного счастья», рассказал, что актер занимал «совершенно особое, высокое место в нашем кино и вообще в отечественной культуре».

«У нас не было общих сцен, но для меня тогда совсем молодого артиста одно осознание того, что я играю вместе с Баталовым, переполняло радостью. Встретился я с Алексеем Владимировичем непосредственно на записи «Ромео и Джульетты» на радио. И тогда он меня поразил своим тактом, уважительным отношением. Это был человек необычайной культуры и интеллигентности, того, что нам сегодня так не хватает», — отметил Костолевский.

Актер Алексей Баталов:последний интеллигент

Советник президента России по культуре Владимир Толстой отметил, что Алексей Баталов был одним из последних настоящих русских интеллигентов.

«Это очень печальные вести. Человек он был совершенно удивительный — и не только как актер», — сказал Толстой.

По его словам, Баталов перенес «благородное отношение к жизни» и в свою работу, и в процесс обучения студентов во ВГИКе, и в свои отношения с людьми.

«Таких людей единицы. Он был последний из могикан», — добавил Толстой.

 

1 Комментариев

  1. флорет июня 17, 20:10

    Очень жалко что теряем наших любимых актеров с которыми мы выросли. ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ЖАЛКО …….

    Ответить

Написать комментарий

Комментарий: