Далеко не все татары оставляют покойников в могилах, придавая им сидячее положение. Погребальные обряды заметно варьируются у различных региональных и субэтнических групп этого народа. Кроме того, с течением времени меняются представления людей о загробном мире, и это тоже отражается на похоронных традициях, несмотря на всю их консервативность. При этом многие этнографы отмечают, что обычай «сажать» умерших в могилы, существующий среди татар, может иметь несколько объяснений.
Сибирские покойники лежат
Как известно, казанские, астраханские, крымские и сибирские татары отличаются друг от друга некоторыми особенностями быта и традициями. Они даже говорят на разных диалектах, относящихся к тюркской группе языков. Поэтому не стоит удивляться, что на татарских кладбищах Сибири, в древних могильниках и некрополях более позднего периода исследователи обнаруживают покойников, как правило, в лежачем положении.
Два кандидата исторических наук — Евгений Водясов и Ольга Зайцева совместно написали статью «Мусульманские некрополи XVII-XIX вв. в окрестностях г. Томска», которая была опубликована в журнале «Вестник Томского государственного университета» (№ 1 за 2015 год). Ученые рассказали о результатах раскопок, организованных на Старом мусульманском кладбище и Юрточной горе.
«Реконструкция обряда на рассматриваемом могильнике по археологическим данным в общих чертах сводится к следующему: умерших хоронили без сопроводительного инвентаря, вытянуто на спине, придерживаясь ориентировки головы на северо-западный сектор при повороте тела или головы на правый бок таким образом, чтобы лицо покойного было обращено к Мекке», – отметили Е.В. Водясов и О.В. Зайцева.
То есть, сибирские татары соблюдали требования ислама относительно расположения покойного в могиле, но не в сидячем, а в лежачем положении.
Томские ученые обратили внимание, что их земляки-мусульмане хоронили умерших так же, как и подданные Казанского ханства. Это значит, что в XV-XVI веках поволжские татары, в основном, не «сажали» покойника в могилу, а укладывали его на спину.
Крымская традиция
Наиболее отчетливо традиция хоронить умерших в сидячем положении выражена среди крымских татар, у них она имеет древние корни. Об этом доктор филологических наук, профессор Айдер Меметов написал в статье «Лингвистические и экстралингвистические сведения о древних предках крымских татар», которая опубликована в журнале «Научный вестник Крыма» (№ 3 за 2017 год).
Ученый обратил внимание на грунтовый могильник, который был обнаружен археологами на склоне горы Ташлы-Баир в 2003 году. Все имеющиеся там захоронения датированы XI- X веками до нашей эры, в эпоху, когда на территории Крыма жили тавры, причисляемые к народам скифского происхождения. Исследователи отметили, что в данном могильнике «умершего хоронили в сидячем положении, руки сгибали так, что кисти оказывались перед лицом».
Известный этнограф и путешественник Густав Радде (1831-1903 гг.) в своей работе «Крымские татары», которая была опубликована в нескольких номерах журнала «Вестник Русского географического общества» за 1856-1857 годы, описал схожий обычай.
«Мы уже сказали, что Татары хоронят своих покойников в сидячем положении, причём тело закутывают в белые платки; на ноги надевают чулки и туфли; на голову – ермолку с белою кистью. Возле тела в могилу кладут хлеб, воду, трубку, табак и огниво, для того, чтобы покойник не терпел нужды… Когда тело уже опущено в могилу и приведено в надлежащее положение, над ним ставят в наклонном положении от 4 до 6 шестов (повыше головы и до колен) и потом зарывают яму, так что тело покоится в наполненном воздухом пространстве и находится в сидячем положении», – рассказал Г.И. Радде.
Очевидно, одним из возможных объяснений такого способа погребения является следование древним традициям, отмеченным учеными на территории Крыма. Это дает возможность А.М. Меметову и ряду других специалистов предположить, что между давно исчезнувшими таврами и современными татарами полуострова существует некая преемственность.
Тюркское наследие
Обычай хоронить покойников в сидячем положении существовал и у древних тюркских народов. Кандидат исторических наук Эльдар Сейдаметов и научный сотрудник Крымского инженерно-педагогического университета Расим Кадыров – соавторы статьи «Погребальные обряды тюрков в Средневековье», опубликованной в журнале «Наука, образование и культура» (№ 5 за 2016 год). Исследователи отметили, что похоронные обычаи печенегов, огузов и кипчаков в доисламский период были напрямую связаны с верой в загробную жизнь.
Люди полагали, что после смерти человек попадает в потусторонний мир, и чтобы он ни в чем не нуждался, в могилу вместе с ним могли поместить все, что ему понадобится на том свете.
«Существовали различные способы погребения умершего. К примеру, когда хоронили знатного человека, то в земле ему вырывали огромную яму, в которую клали различный инвентарь, еду, чучело или тушу лошади, самого же человека хоронили в сидячем положении, после чего закрывали отверстие ямы плотно сбитыми досками и зарывали камнями с землей, делая из них огромную насыпь», – написали Э.Х. Сейдаметов и Р.Р. Кадыров.
То есть, богатый покойник мог продолжать пировать в загробном мире, как и при жизни. А удобнее всего это делать сидя. И традиция хоронить людей именно в таком положении, возможно, осталась у татар с древних времен – от тюркских предков.
Чтобы было удобно
Сходные похоронные обычаи есть и у некоторых других тюркских народов. Возможно, они возникли в результате длительного соседства с татарами. Кандидат исторических наук Тамара Фаттахова – автор статьи «Подготовка умершего к погребению у саратовских башкир», которая была опубликована в журнале «Вестник Башкирского университета» (№ 3 за 2012 год). Исследовательница считает, что покойника хоронили в сидячем положении ради его удобства в загробной жизни.
«Могила копалась на глубину 2 метра + 15-30 см в направлении восток- запад. С правой стороны могилы копалась ниша («лэхет»), куда и клали покойника. Высота ниши должна была быть не ниже 0,8-1 м для помещения в ней покойника в сидячем положении. Башкиры считали, что после захоронения умерший “оживал” в загробном мире, садился, переворачивался на другой бок», – пояснила Т.Д. Фаттахова.
Возможно, аналогичными мотивами руководствовались и татары.
По примеру русских
Известный чешский историк и этнограф Любор Нидерле (1865-1944 гг.) – автор монографии «Славянские древности», которая была издана в Москве в 1956 году в переводе Т.В. Ковалевой. Ученый обратил внимание, что в XII-XIV веках на территории Псковской, Новгородской и Петербургской губерний изредка людей хоронили «в сидячем положении таким образом, что скелет упирается хребтом в воздвигнутую груду камней». Отдельные погребения подобного типа встречаются и в центральных княжествах Руси, а не только в северных.
Чешский этнограф прямо признался, что не знает, почему возник такой обычай. Однако другие исследователи считают, что в сидячем положении русские обычно хоронили священнослужителей. Считалось, что христианские иерархи будут сидеть в своих могилах до Страшного суда, чтобы во время него присоединиться к другим святым, призванным вершить судьбы людей.
Вероятно, татары могли решить, что захоронение в сидячем положении – наиболее престижное, а значит, их покойники тоже должны пользоваться почетом после смерти.
Примечательно, что в пределах Болгарского городища, возникшего на территории современного Татарстана в X веке, ученые обнаружили могилу, в которой вероятно захоронен православный святой Феодор Философ Камский, убитый в 1323 году. Исследователи сделали предположение о личности покойного, так как данный мужчина был погребен в сидячем положении, а под его пальцами ученые обнаружили бронзовый крест.
Это значит, что жители Волжской Булгарии были осведомлены о правилах захоронения православных священнослужителей.
В знак уважения
Впрочем, традиция могла быть позаимствована и у других соседей. Например, поволжские татары, путешествующие по торговым делам, по пути в Турцию часто останавливались на Северном Кавказе.
Кандидат исторических наук Сайпуди Натаев считает, что людей хоронили в сидячем положении в знак уважения к ним. По крайней мере, так поступали чеченцы. Об этом ученый написал в своей статье «К вопросу об остракизме в традиционном чеченском обществе», которая вышла в журнале «Общество: философия, история, культура» (№ 6 за 2015 год).
В статье говорится, что чеченцы хоронили преступников в скрюченном положении, воинов, которые пали в бою – лежащими в доспехах, а людей достойнейших – в сидячем положении. Так горцы выражали свое отношение к покойным.
Исламское влияние
Но самым распространенным и общепризнанным объяснением погребения, принятого у татар, является ссылка на влияние ислама.
Как известно, мусульманская традиция предполагает, что лицо покойного должно быть обращено в сторону священной Каабы, которая находится в Мекке. Поэтому умерших мусульман обычно располагали в могилах в лежачем положении, повернув их головы набок. Хотя покойника можно и «посадить» лицом в нужную сторону.
Различные сборники исламских хадисов, повествующие о словах и деяниях пророка Мухаммеда, содержат несколько вариантов одного предания. Эту легенду рассказывают людям, чтобы убедить их быть правоверными мусульманами, восхваляющими Аллаха и почитающими его Посланника.
Суть предания такова: в первую ночь после погребения могилу покойного посещают два ангела: аль-Мункар и ан-Накир (Мункир и Накир). Они интересуются у похороненного, каких убеждений он придерживался при жизни. И если человек искренне отвечает, что поклонялся лишь Аллаху и чтил пророка Мухаммеда, то его ждет Рай или спокойный сон в расширившейся могиле (согласно другому варианту предания). Но если покойный не являлся правоверным мусульманином, то его уделом станут:
либо муки в адском пламени;
либо сжавшаяся, неудобная могила, в которой невозможно обрести покой;
либо «его будут бить железным молотком между ушей, и он будет плакать и плакать, и этот плач услышат все, кто приблизится к нему, за исключением людей и джиннов» («Сахих аль-Бухари», хадис 2/422).
Этнограф Г.И. Радде в вышеупомянутой работе «Крымские татары» упомянул это предание и дал свое объяснение обычаю хоронить покойников в сидячем положении.
«Следовательно, по этому учению, душа остается в теле даже после погребения все время, необходимое для испытания и приготовления её, которое делается двумя гениями-испытателями [ангелами – прим. автора]. Чтобы умерший при этом мог сохранить все условия приличия, ему устраивают могилу так, чтобы он в ней мог сидя отвечать на предлагаемые ему вопросы касательно его веры и его поведения на земле», – пояснил Г.И. Радде.
Встречать ангелов и говорить с ними, разумеется, удобнее в сидячем положении. Так многие специалисты и объясняют татарский похоронный обычай.