В ток-шоу Михаила Швыдкого обсудили феномен рэп-батлов. Без сюрпризов не обошлось.
Репер Гнойный был приглашён принять участие в одной из передач, организованных телевизионным каналом «Культура».
В программе «Агора» Михаил Швыдкой обсудил с собственными гостями рэп-баттлы. Компанию ему составил приблизительно его друг, репер Замай.
В студии также находились поэт Дмитрий Воденников, музыкальный корреспондент Александр Кушнир, литературовед Игорь Волгин и депутат Государственной думы Сергей Шаргунов.
Хотя, как отмечается, Гнойный вёл себя на «Культуре» довольно порядочно, не выражаясь при помощи мата и интересно рассказывая про американские реп-баттлы, в социальных сетях высмеяны и канал, пригласивший на выступление схожую личность, и сам рэпер.
Чтобы представить интеллигентнейшего Михаила Швыдкого, мило беседующего с репером Славой КПСС (он же Гнойный), нужно иметь очень богатое воображение. Тем более увидеть эту леденящую сцену в эфире канала «Россия К», известного так же под названием «Культура». Но это правда случилось: через месяц с небольшим после публикации на YouTube исторического баттла «Гнойный – Оксимирон» бывший министр культуры России счел необходимым обсудить этот феномен (уже 23 млн просмотров) в своем ток-шоу «Агора». Причем в прямом эфире, тем самым проявив завидное бесстрашие. Правда, попросил не материться:
– Хочу представить наших уважаемых гостей, сразу предупредив их, что мы на канале «Культура» и слова на «х», «б», «п», «е» и производные от них здесь запрещены. Мы не хотим вас уничтожать или хвалить, мы хотим вас понять.
Кроме Гнойного и его соратника – репера Хана Замая, в студию были приглашены писатель, депутат Госдумы Сергей Шаргунов, поэт Дмитрий Воденников, профессор Литературного института Игорь Волгин и музыкальный продюсер Александр Кушнир. Гости почти хором выразили мнение, что современный рэп есть продолжение поэтических традиций родом еще из Древней Греции.
– Почему это сейчас возникло? – спросил ведущий Гнойного.
– Мне кажется, есть социальный заказ. Это привнесет в общество культуру дискуссии, – с достоинством ответил Гнойный и развил мысль, без видимых усилий не употребив ни одного слова на «х», «б», «п», «е». Парень пришел на эфир в образе примерного студента: в чистой майке и аккуратно наброшенном на спину синем свитере. Но майка была с надписью – под крупным словом «Antihype» («антихайп» – идеология существования вне мейнстрима, рэп-андеграунд) имелись буквы шрифтом поменьше: по-английски полная абракадабра, а по-русски вполне конкретная фраза, которую мы тут приводить не будем.
Ни бедный Швыдкой, ни режиссер подлянки не ожидали и в буквы не вгляделись – так на канале «Культура» впервые появился русский мат. Зачем Гнойный это сделал, понятно: антихайповым реперам западло появляться в телике — это, как говорится, зашквар, а так он выразил свое отношение к происходящему и защитился от возможных обвинений.
Гости программы были на редкость комплиментарны к главному герою и теме программы. Сергей Шаргунов напомнил о литературоцентричности российской культуры, свойственную и рэпу, в том числе:
– Все-таки Россия — по-прежнему самая пишущая страна. То, что у нас такой интерес к этому – это интерес к слову. Люди устали от пошлости и ищут чего-то подлинного. Так же, как искали во времена Сартра и Маркузе, во времена Аллена Гинзберга, Керуака… (это два философа, поэт и писатель. – Авт.).
73% аудитории канала «Культура» – люди старше 55 лет (данные компании Mediascope). Но именно в этот раз программу посмотрела молодежь — правда, уже в Интернете.
«Приятно, что не орали с порога «матерщина и бескультурщина, про…рали поколение!»; «Странное ощущение: понравилось, хоть это и по телевизору!» – пишут в комментариях. За сутки программу Швыдкого в Youtube посмотрели 265 тыс. раз, что неожиданно много для роликов «Культуры».
Баттл закончился, непобедимый до этого момента Мирон проиграл. Народ «в теме» вовсю обсуждал количество панчлайнов и удачных подколов, а другие никак не могли понять, о чем же идет речь. И правда – черт ногу сломит в этом сленге и контексте. Поэтому мы собрались с силами и попытались разобраться в самых непонятных хитросплетениях текста Окси и Гнойного.