Славяне издревле считали, что существует тесная связь между нашим миром — “миром живых”, и тем миром — “миром мёртвых”. Умирая, человек не уходит насовсем: его душа, как говорили наши предки, отправляется в другой мир, и иногда прилетает, чтобы посмотреть, как живётся его родственникам.
Верования гласили о том, что в обычные дни граница между мирами находится на замке, но несколько дней в году она открыта. Именно в эти дни полагалось проводить специальные обряды, чтобы души родных возвращались домой “отужинать, да узнать новости”.
Где находились границы миров?
Славяне верили, что в определённых местах скрываются границы между мирами. Это были и пороги домов, и границы между сёлами, и перекрёстки, и ворота, и даже печные трубы. Отдельное внимание уделялось водоёмам — тем же тихим омутам и лесным озёрам.
Мост — однозначный переход “на тот свет”, потому славяне, призывая души предков, часто упоминали о дубовых мостах, по которым будут вышагивать души, а также тёмных лесах и реках.
Даты для вызова мёртвых
Вряд ли для кого-нибудь станет открытием то, что до появления христианства на Руси отмечали множество языческих праздников. Их, к слову, отменять не стали: большинство торжеств просто обрели иной смысл — православный. Но языческие традиции остались и дошли до наших дней.
Лучшим временем для вызова духов предков считались полдень или полночь. Однако проводить ритуалы по вызову душ мёртвых получалось не каждый день: только в определённые даты.
У язычников это были дни весеннего и осеннего равноденствия, а также дни летнего и зимнего солнцестояния. В современном мире, к слову, эти дни также отмечают. Время весеннего равноденствия как раз выпадает на праздник Масленицы, осеннего — на Дмитровскую родительскую субботу. Летнее солнцестояние как раз выпадает в период Троицы и праздника Ивана Купалы, зимнее — на Святки.
Славяне верили, что один год в реальной жизни — это день в загробной жизни. Таким образом, предкам обеспечивали завтрак, обед, ужин и даже полдник.
Поминальная тризна
Обряды и традиции, которые касались поминальных трапез, разнились, однако было в них и кое-что общее. Умерших почитали за поминальным обедом или ужином, и в русской традиции эти дни назывались “родительскими”. Украинцы и белорусы называли их “дедами”.
Хозяйка, накрывая на стол, обязательно клала лишнюю ложку и тарелку. Иногда — по количеству умерших родственников, которых приглашают к столу, иногда — один “общий” прибор.
Вилки и ножи в поминальной трапезе не использовались. Одной из причин была боязнь того, что вместе с душами предков явится чужой злой дух, который может навредить.
Души зазывали, выглядывая в окно или заглядывая в печную трубу. Печную заслонку, к слову, не закрывали всю трапезу и до самого утра, чтобы душа могла не только зайти, но и свободно выйти. Во время застолья никто не шумел и не веселился, а упавшую еду или посуду никогда не поднимали — это было “для покойников”.
Можно было связаться с мёртвыми и ещё одним любопытным способом. Более того, считалось, что так их можно услышать или увидеть. Забравшись ночью на печь, глядели в комнату через хомут. Так видели не только души умершей родни, но и слышали тихий шелест их разговора. Правда, к такому способу прибегали только самые отчаянные: по поверьям, человек, который глядел на мёртвых через хомут, в течение года умирал.
Баня для мертвецов
Баня, к слову, также всегда считалась местом нечистым, и именно там, по поверьям, обитали различные духи. Один из них — Банник, завсегда и всем заправлял, потому его старались всячески задобрить. В банях женщины любили ворожить да гадать.
Души умерших предков также зазывали в бани — помыться. Для этого проводили обряд, который запрещался церковью (как и почти все языческие обряды): после того, как все домочадцы помоются, оставляли ведро с водой, обрядовый хлеб, берёзовый веник и полотенце для мертвых. Наутро полотенце, по слухам, зачастую находили мокрым, а чистую воду — замыленной.
Ещё один “сатанинский” ритуал касался обогрева покойников. Славяне разжигали ритуальный костёр и зазывали души своих умерших предков возле него погреться. Проводили данный обряд по обыкновению на Крещение, Рождество или Новый год. В костёр было принято бросать мусор, который остался после праздников, зёрна, ладан и солому.
[expert_review_poll id=”136388″ params=”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”]