Наверняка практически каждый из нас встречал в Интернете такие описания: “сильнейшая молитва-оберег”, “молитва, которая охраняет от зла и неудач”, “читать молитву три раза возле трёх икон”… Все эти “инструкции” имеют отношение к особенной православной молитве “Живые помощи”. Однако что же это за молитва на самом деле, и в действительности ли она обладает столь чудодейственной силой?
И, конечно же, главный вопрос: почему рекомендации для чтения данной молитвы стоят в одном ряду с заговорами, странными обрядами и использованием амулетов?
90-й псалом
В народе “волшебную” молитву называют “Живые помощи”, и на самом деле она является одним из множества текстов известной всем книги “Псалтыри”. В ней собрано около 150 различных “гимнов”, “песней”, то есть молитвословий, которые принято исполнять под псалтерий. Псалтерий – это инструмент, который похож на арфу, но только он по размеру меньше. Таким образом, название книги не имеет никакого отношения к её содержанию – только к способу чтения “гимнов”.
Кто написал эти “песни”? По преданию, большая часть принадлежит авторству царя Давида. Тот самый 90-й псалом, который называют молитвой “Живые помощи”, был создан после избавления израильского народа от мора – так предполагают исследователи.
Если перевести псалом на русский язык, то получится приблизительно следующее:
Изначально же песнь читалась на церковнославянском, и начинается так: “Живый в помощи Вышняго”. Как 90-й, так и 50-й псалом достаточно часто можно услышать на богослужениях – таким образом, он всегда на слуху. Правда, из-за того, что со временем богослужебный язык люди понимать перестали, первая строка начала слышаться, как “живые помощи”.
Сам 90-й псалом является благодарственной молитвой, которая воспевает бесстрашие человека и торжество его превосходства над всеми бедами в том случае, если он верует в Бога. К молитве весьма уважительно относились воины, которые верили, что она поможет им уберечься от смерти на поле брани.
Заговор или молитва?
Со временем 90-й псалом приобрёл популярность среди суеверного люда, и ему начали приписывать самые различные “свойства”. В Сети можно найти множество вещей с текстом молитвы: пояски, складни… Их якобы нужно постоянно носить при себе, и тогда никакое зло не сможет подобраться к “защищённому” человеку. Таким образом, текст молитвы сам по себе стал оберегом, который обладает чудодейственной силой – так говорят в народе.
Однако стоит ли говорить о том, что всё это – суеверия? Использование псалма таким образом – не церковная традиция, а суеверие, народная обрядность.
Сама по себе молитва имеет силу для православного человека – как и любая другая. Если читать молитву от всей души, искренне, то Бог обязательно поможет верующему, защитив его от всяческого зла. Но молитва призвана оказывать воздействие на того, кто её читает, а не на “нечисть” или “врагов”.
Да, по одной из версий 90-й псалом нужно читать для того, чтобы все завистники получили по заслугам, а всё сказанное и сделанное ними вернулось к “отправителю” бумерангом. Стоит ли говорить о том, что и это “применение” псалма – суеверие?
Если обратиться к церковной традиции, то становится понятно: 90-й псалом – это обращение к Богу человека, который просит Всевышнего про оказание помощи при преодолении трудностей, искушений и прочего. Читают данный псалом и тогда, когда нуждаются в укреплении веры.
Тем не менее, не стоит забывать, что народная обрядность может превратить в нечто языческое даже православные традиции. В понимании суеверных людей человек – всего лишь орудие для “нечистых духов”, которые настроены враждебно ко всем живущим. Но есть “добрые духи”, которые могут защитить, если отыскать к ним “подход”. Впрочем, и православная вера преображается в народном видении: вспомним хотя бы о том, что когда человек что-то делает не так, ему угрожают наказанием от “боженьки”.
Народные суеверия
Почему у многих людей сознание всё ещё, скорее, “языческое”? На самом деле, если рассуждать скептически, ничего удивительного в этом нет. Как доказывают многие исследователи, крещение Руси происходило на добровольно-принудительных началах, и многие люди от веры своих предков – язычества, не отказывались. Таким образом, традиции и обычаи передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней.
Не стоит упускать из вида и тот факт, что православие вливалось в жизнь людей, весьма органично переплетаясь с уже имеющимися особенностями восприятия мира. Так, если в какой-то день отмечали большой языческий праздник, в тот же день начали отмечать и великое православное торжество. Каркас истории некоторых праздников остался практически неизменным, и со временем всё смешалось. Именно потому на Крещение люди до сих пор окунаются в ледяную воду, хотя большинство священнослужителей данную традицию христианской не признают, а на кладбище мы приносим для покойников еду и выпивку…
В народе также очень сильно были распространены различные обереги: ладанки, узелки, пояса – все они “защищали” от злых духов. Пояс и вовсе был для славян обязательным атрибутом, который даровал владельцу здоровье и силу, а также мог отвадить сглаз и порчу. Не зря во время гаданий и проведения других ритуалов надлежало распоясаться, оставаясь безоружным перед миром духов…
Так или иначе, но языческая атрибутика была и остаётся, заняв свою нишу в так называемом “народном православии”. Вместо того, чтобы уповать на Бога, люди приписывают магические свойства каким-то вещам или заговорам, и начинают уповать на их защиту.
Сам по себе 90-й псалом защитить и оградить от зла никого не может. Если человек верует, то его может защитить сам Господь, к которому и нужно обращаться в молитве. Понять это достаточно просто: нужно вдумчиво прочесть псалом.