Вий: кто был прототипом персонажа мистической повести Николая Гоголя

ГлавнаяScience Марина Смирнова

Один из самых загадочных и мистических персонажей в русской литературе — Вий из одноименной повести писателя Николая Васильевича Гоголя. Демон подземного царства, который управляет всей нечистой силой, откуда он взялся? Это персонаж славянской мифологии? Но почему о нем практически ничего не известно помимо того, что мы знаем из повести? 

Гоголь уверял, что Вий — это воплощение простонародного воображения. В Малороссии это имя дали начальнику гномов и других подземных фантастических жителей. Гоголь якобы просто перенес народные суеверия на бумагу, даже особо не придумывая описание “демона”.

Вий пришел из Ирана или из Ирландии

Главная загадка заключается в том, что ни в каких гномов и фантастических жителей подземелья на территории Украины даже в самые древние времена никогда не веровали. Да и слова «вiй» в языке, как и имени, никогда не было. К такому выводу пришли фольклористы, заинтересовавшиеся темой происхождения персонажей произведения.

При этом близкие по своему описанию и характеристикам существа все же присутствуют в мифологии индоевропейцев. В частности, прототипом Вия может быть скифский бог Вей, владыка смерти и ураганов, которого у славян звали Велесом.

Корни Вия могут уходить и в ирландскую мифологию. По мнению этнографа Николая Сумцова, персонаж произведения наиболее всего схож с Балором — предводителем демонов, состоящим из целого набора нечистой силы. Прозвали демона “дурным глазом”, так как он испепелял все вокруг одним только взглядом.

Что касается век, которых Вий не мог поднять без посторонней помощи, то подобная особенность была у великана Испададена Пенкавра из мифов Уэльса.

При этом иранское происхождение Вия все же остается наиболее весомой версией этнографов, ведь именно этот народ соседствовал со славянами на юге, а значит верования могли распространиться далеко по Европейскому континенту.

Славянские корни Вия

Нельзя сказать о том, что именно заграничные мифы и легенды рассказывают нам о похожих на Вия божествах и демонах. Подобные персонажи встретить можно и в славянских легендах. Например, в сказке об Иване Быковиче мужу ведьмы, который обладал огромной силой, глаза открыть могли только вилами. А в сказании о Святом Касьяне точно указано, что глаза открыть герой может только в високосный год 29 февраля, то есть раз в четыре года. Ресницы Касьяна отросли до колен, а живет он в темном подземелье. Глаза герой открывать самостоятельно не спешит, ведь знает, что под его взглядом все погибает.

Обладал особой силой, схожей с Вием, и хан половцев Буняк, присутствующий в сказаниях украинской Волыни. Ему также поднимают веки вилами или лопатами, а взглядом он может испепелить все вокруг себя в прямом смысле этого слова.

Города взглядом мог уничтожить и Солодивый Буньо, персонаж сказаний центральной и западной Украины. Поднять веки самостоятельно этот герой также не мог.

Название же “Вий” взять Гоголь мог от украинского слова “вія”, что в переводе означает “ресница”. Женщину с огромными веками и длинными ресницами, к слову, в Полесье считали настоящим ликом смерти. Таким образом, солянка знаний о персонажах сказок и былин действительно могла помочь Гоголю придумать единого персонажа, символизирующего сбор всей существующей нечисти.

Проклятье гения

Несмотря на достаточно весомые доводы и примеры, многие этнографы склонны считать, что своего персонажа Гоголь все же придумал, не обладая глубокими знаниями о славянской или тем более иранской мифологии. До Гоголя о Вие в том виде, в котором мы сейчас себе его представляем, в обществе никогда не говорили и не думали. Зато с конца XIX века он вошел в русскую мифологию практически наравне с суевериями древности.

Популярность персонажу обеспечила его точная суть, отвечающая всем характеристикам существа, вызывающего у человека подсознательный ужас и суеверный страх. Наличие ноты древности также сделало свое дело — Вия стали считать по-настоящему мифическим, хотя придумал его непосредственно Гоголь, не имеющий к мифам никакого отношения.

Сам писатель, как говорят историки, до последнего жалел о выходе повести. Только впоследствии стало понятно, что общество восприняло ее совсем не так, как рассчитывал автор. Главный смысл — обратить внимание на падение духовности в обществе и на оскудение православия. Натолкнуть на мысли о греховности суеверий и языческих обрядов. Люди же благодаря Гоголю с новой силой стали верить в существование демонов, ведьм, чертей и прочей нечисти…

[expert_review_poll id=”137500″ params=”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”]

Смотрите также


Новости партнеров