После длительного процесса анализа и изучения истории давних времен этнографы из России и зарубежных стран пришли к похожему выводу. Они определили несколько причин, по которым представители народов, проживающих на Крайнем Севере, предлагали свою вторую половинку гостям. Одна из них – это стать богаче, другая – укрепить посредством этого дружеские связи с гостем. Хотя встречались и такие случаи, когда северные мужчины предлагали гостю свою жену только потому, что возникла общая симпатия.
Этнограф Штернберг: «Иногда дело обходилось без слов»
Лев Штернберг, профессор университета и этнограф, в своей работе описывал процесс “стремительной любви” девушек со случайными гостями из разных селений.
Автор монографии тщательно изучал быт гиляков и в своей работе описывал случайные половые отношения следующим образом:
«… Неприступность [женщин] наружная, скрывающая внутреннюю похотливость. …И если гость произвел надлежащее впечатление, то дело завершается очень быстро. … Мужчина ее выследит у колодца, на ягоднике, а то просто поймает в сенях, и тогда после краткого символического диалога… вопрос решается крайне просто. Иногда дело обходится без слов, ограничиваясь безмолвной символикой, прикосновением… , и если эта символика не встречает отпора, согласие женщины обеспечено».
Необычный способ «братания»
Константин Куксин, этнограф и директор Музея кочевой культуры, считал, что процесс обмена супругами необходим был для укрепления родственных связей. В этом были свои нюансы, например, участвовать могли только “названные братья”, и при этом у них должны были быть разные профессии. Таким образом, скрепив отношения жены и брата, представители северных селений могли рассчитывать на обмен добываемых продуктов, а в тех условиях, в которых они жили, это крайне важно.
Куксин также детально изучил все исторические моменты и определил, что в начале ХХ века такой обычай, характерный северному народу, начал постепенно сходить на нет. Это также связано с тем, что оленеводство начало хорошо и быстро развиваться, в отличие от морского промысла, поэтому обмен стал не равноценным.
Когда этнографы упоминают о столь странном обычае делиться вторыми половинками, то речь в основном идет про чукч. Фаина Лиханова, научный сотрудник в НИИ в Республике Саха (Якутия), рассказывает о том, что один из ученых еще в 17 веке лично посетил эвенкийское стойбище, стал свидетелем того, как прогнали мужчину, у которого жена загуляла. Его попросту все колотили палками, так как у данного народа считается, что мужчина виноват в измене жены, так как он сам мог это допустить.
«За пачку табаку»
Карл Мерк, русский с немецкими корнями натуралист и врач, в своих заметках писал об обмене жен среди чукчей. Он принял участие в экспедиции в XVIII веке. За время нахождения на Крайнем Севере он успел познакомиться с шестью разными народами, которые проживали на той территории.
Он писал о том, что женский пол был не против обмена, а сами чукчи менялись только из “дружески-родственных” соображений. Встречалось и такое, что сразу несколько семей участвовало в обмене. Также Мерк отметил, что подобная практика не была характерна корякам. А вот оседлые чукчи были не прочь предложить своих возлюбленных представителям других народов. Они могли за такой процесс получить пачку табака или украшения для своей жены.
«Товарищи по жене»
Владимир Богораз, этнограф и северовед из России, рассказывал, что у чукч в обмене могли участвовать до 10 семейных пар. Об этом он поведал в своей работе “Чукчи”, опубликованной в 1934 году. “Товарищи по жене” – именно так автор в своей книге называл мужей в семействах. Также Богораз написал, что в данном процессе в основном участвовали двоюродные и троюродные братья, и даже родные, поэтому чукчи таким образом укрепляли свои родственные отношения. Молодые чукчи мужского пола старались как можно быстрее вступить в брак, но только там, где более богатые мужчины.
Автор работы о чукчах подтвердил, что вступая в подобные отношения, мужской пол предлагал своих возлюбленных родственникам, тем самым укрепляя семейные отношения для выгоды. Также Владимир Богораз в конце своей книги написал, что ему также неоднократно предлагали вступить в подобный брак, однако он постоянно отказывался.