В современном мире народная молва настолько редко обожествляет реальных людей, что эти случаи можно пересчитать по пальцам. Однако легенды Восточной Сибири гласят о том, что в XVIII веке подобное всё-таки произошло. В городе Жиганске жила женщина по имени Аграфена, которую считали ведьмой. После смерти “колдуньи” якуты начали считать её божеством.
Кто такая Аграфена Жиганская?
В конце XVIII века Гавриил Сарычев, который был участником одной из сибирских экспедиций, упоминал о русской женщине Аграфене. По словам Сарычева, она была шаманкой и умерла три десятилетия назад.
А якутский писатель Уваровский, который жил во времена Пушкина, писал о некой “Агриппине” Жиганской. Уваровский говорил о том, что с шаманкой водила личное знакомство его бабушка. “Агриппина” сначала завоевала доверие местных жителей, а потом построила себе домик возле Жиганска…
Уже в середине XIX века появилось больше информации про Аграфену. Так, этнограф Худяков уверял, что она была татаркой, одной из семи сестёр-ведьм, которую сослали в Сибирь. И домик Аграфены не зря был выстроен за чертой города, поскольку градоначальник не позволил ведьме жить в самом Жиганске, и отправил её за 90 верст, вверх по реке Лене, на остров Остолбо.
Есть и совершенно отличная версия: будто бы Аграфена была дочерью Киктэй-шамана и звали её Чуонах. Сначала девушка жила где-то “в России”, и там она получила имя Аграфена. Потом дочь шамана вернулась на родину и утонула. Однако после смерти призрак ведьмы бродил по острову и пугал всех, кто к нему приближался. Но некоторые говорят о том, что ведьме удалось дожить до 80 лет, а скончалась она от какой-то заразы.
Что умела Аграфена?
Современники описывали Аграфену, как самую обычную, ничем не примечательную женщину: она была низкого роста, полненькая и с “побитым” оспинами лицом. Но её боялись как огня, поскольку у ведьмы был “прожигающий” взгляд и зычный голос. Правда, дело было не только в этом.
Уваровский уверял, что те люди, к которым Аграфена хорошо относилась, жили счастливо, а те, на кого она обижалась — считали себя несчастными.
По легенде, каждый, кто проходил мимо дома Аграфены, должен был оставить ей какое-то подношение. Если этого не происходило, ведьма насылала на человека вихрь или чёрного ворона. По одной из версий, ведьма сама превращалась в птицу… Лодки, которые проплывали мимо острова, часто тонули.
Культ
Каждое слово ведьмы воспринималось местными жителями как “глас бога”, и после смерти Аграфену продолжили почитать. Правда, власти приказали выкопать тело колдуньи и сжечь его, так как были крайне обеспокоены усилением влияния шаманизма.
Но это “не помогло”, и люди продолжали приносить подарки к жилищу Аграфены. Многие боялись, что призрак женщины будет за ними охотиться, и старались “откупиться”. Про Аграфену Жиганскую знали во всех уголках Якутии, и особенно боялись её юкагиры.
Легенды гласили о том, что призрак колдуньи может вселяться в людей и мучить их — совершенно так же, как блуждающие духи — юёр.
Аграфену называли по-разному: и “госпожа Широкий столб”, и “великая Чуонах”, и просто — “высокая Аграфена”. Говорили, что ведьма не страшится русского человека, но и якутом тоже “не брезгует”.
Почему так произошло, что “ведьму” Аграфену начали боготворить после смерти? Исследователи утверждают, что есть сразу несколько факторов, которые этому способствовали. Так, роль сыграло предание о сёстрах, которые были хранительницами острова на Лене. После этого миф о сёстрах связали со знахаркой Аграфеной, жившей в XVII веке на этом острове.
Также наложились рассказы о духах юёр и шаманке Чуонах из XVIII века, которую также крестили Аграфеной… Таким образом получился несколько противоречивый, но цельный образ женщины-божества, хранительницы Заполярья.