В некоторых дальних деревнях и сёлах в Сибири до сих пор действует запрет на употребление в пищу медвежатины. Этнографы вот уже много лет пытаются разгадать, откуда тянутся корни у этого табу, и на данный момент они пришли к весьма любопытным выводам. Если учитывать, что в Сибири живёт немало русских переселенцев, то “виновником” запрета выступает славянская культура.
У славян медведь считался тотемным животным, едва ли не предком людей. В отдельных регионах о медведях говорили, как об оборотнях, которых едва ли не обожествляли. По легендам, они “надевали” шкуру только при встрече с человеком, а в чаще леса сбрасывали шубу. Некоторые сказания о медведях во многом схожи, но есть и существенные отличия.
Почему русские не ели медвежатину
Некоторые этнографы утверждают, что несколько веков назад славянское население Сибири не употребляло в пищу медвежатину сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за древних верований, во-вторых — из-за того, как выглядел освежёванный зверь.
Этнограф Афанасьева-Медведева говорит о том, что люди заметили схожесть освежёванной туши медведя с человеческим телом. Лапы были похожи на руки человека, туловище также имело определённую схожесть… У медведиц же наличествовали молочные железы, которые очень напоминали женскую грудь.
Кроме того, люди обращали внимание на то, что поведение медведей во многом похоже на поведение человека. К примеру, эти звери точно так же моются в реке. Как рассказывали этнографу местные, медведь мог войти в воду, умыться, вымыть гениталии и пятую точку, и спокойно отправиться дальше по своим делам. Медведицы, к слову, учат медвежат, как правильно соблюдать гигиену, показывая детёнышам всё на своём примере.
Антропоморфность поведения медведя заключается в том, что он может бренчать на сломанном стволе дерева, как на музыкальном инструменте. Любят эти звери и играть, дурковать: по словам людей, они видели, как медведь забавлялся с брошенными вёдрами, а потом водрузил себе одно на голову и ушёл в лес.
Некоторые таёжники утверждают, что медведи могут плеваться, и при этом умело попадают человеку в лицо. Эмоции медведя напоминают человеческие: к примеру, испуг. Некоторые люди верят, что этих зверей можно испугать так, что у них “сердце станет”. Говорят, что медведи ещё и “стыдятся”, и если с самцом медведя в лесу столкнулась женщина, она может показать грудь или задрать юбку – и зверь, застыдившись, уйдёт…
Таёжники также видели, что медведи во время брачного периода могут заниматься любовью, как люди — “передком”.
Афанасьева-Медведева пишет и о мстительности медведей. Так, один из добытчиков кедрового ореха в тайге спугнул медведя выстрелом из ружья. Ночью зверь пробрался в лагерь и разбросал все орехи обидчика — те, которые собирали другие люди, он не тронул. Потом медведь ещё и обгадил все кедровые шишки, которые разбросал…
Сибиряки стараются не есть медвежатину, так как опасаются болезней, которые могут передаваться через мясо. Кроме того, они брезгуют это делать: всё-таки медведи-людоеды могут съесть человека, и получается своеобразный каннибализм.
Лесные люди
Как уже было сказано, сибирские народы давно заметили схожесть медведя и человека. Якуты рассказывают, что охотники изредка находят под шкурой убитого зверя какие-то украшения или пояс…
Есть предания о том, что некоторые женщины выходят замуж за медведей, рожают им детей, а потом сами оборачиваются зверем и уходят в лес.
https://www.revers-sun.fi/Подобный сюжет есть у гольдов. Мол, женщина родила детей от медведя, а потом отправилась в лес, к супругу. При этом она заставила сыновей пообещать, что они не будут убивать медведей целых три года. Дети ослушались наказа и убили медведя, а потом оказалось, что это их собственная мать.
Нивхи также верят, что медведь “непрост”, и носит под шкурой огниво и трут, чтобы разжигать огонь.
Съесть своих родных?
Однако бывали случаи, когда сибирские народы всё же убивали медведей для того, чтобы съесть. Такая охота была достаточно редкой, и люди соблюдали множество ритуалов, чтобы оградить себя от медвежьей мести.
К примеру, никто во время охоты не называл зверя по имени, более того — о цели охоты также умалчивали. Когда медведь был убит, проводился целый “прощальный ритуал”. Отдельные обычаи были связаны едва ли не с каждой частью туши животного.
Кеты никогда не оставляли тушу возле берлоги или в самой берлоге: считалось, что иначе медведь может ожить. Кости медведя во время разделки не ломали, и хоронили их по-особенному.
У некоторых народов Сибири медвежатину запрещалось употреблять в пищу женщинам. “Виновником” выступала легенда, по которой женщины — “человеческие дочери медведей”, потому есть “родных” им запрещалось.
Если подвести итог, то можно сделать вывод: русское население Сибири старалось не употреблять в пищу мясо медведей, так как, во-первых, поведение зверей походило на человеческое. Во-вторых, запрет был напрямую связан с древними верованиями, которые были у некоторых народов.