Внедрение на Руси христианства стало долгим и кропотливым процессом, поскольку отказываться от веры предков славяне отчаянно не желали. Однако со временем языческие ценности практически полностью заменили православными, а многие христианские праздники весьма сильно перекликаются с древними торжествами.
29 февраля в народе с приходом христианства начали отмечать Касьянов день, хотя по церковной традиции святого Касьяна почитают 28 февраля — днём ранее. Со светлым каноническим образом Касьянов день 29 февраля не имеет ничего общего, и о Касьяне всегда говорили, как о величайшем зле: на что он, мол, не взглянет, то дохнет да вянет.
Такую неприязнь к святому объяснить достаточно просто, и свою роль в этом сыграли языческие верования. Переход от зимы к весне всегда считался временем важным, но опасным, “худым”, и его связывали с тем самым воспетым в сказках образом Кощея.
Кощеев дух
Фольклористы и историки уверяют, что слово “кощь”, “кошть” означало ни что иное, как “худой”, “сухой”, “костистый”. Есть также и нижнелужицкое слово “kostlar” , которым обозначали ведьмаков, чародеев и колдунов. Сюда же отнесём и созвучное “кощунствовать”, что означает совершение богопротивных деяний.
Тем не менее со временем эпитет стал вполне себе полноценным именем собственным, и появился “Кощей”. Кощею приписывали небывалую мощь и умение погружать землю в мертвенное оцепенение. Он мог высушивать всю влагу, повелевать зимними морозами и тучами.
Как мы знаем из народных сказок, Кощей Бессмертный часто выступает героем-антагонистом, которому приходится противостоять добрым героям. У Кощея есть своё царство, куда он может утащить девицу-красавицу…
Кощею приписывают множество злодеяний, в том числе — людоедство. И несмотря на кажущуюся “сказочность” персонажа, в народе есть настоящие заговоры, которые направлены против чар Кощея-ядуна. Верили, что у Кощея есть немало колдовских артефактов. К примеру, гусли, слушая искусную игру которых можно было легко оцепенеть и умереть.
Правда, тот же историк-фольклорист Афанасьев был уверен, что сказания про гусли-самогуды — метафоричны, и они касаются перехода от осени к зиме, когда вся природа словно бы умирает.
Прекрасная царевна, за которой ведёт охоту Кощей — это, по мнению Афанасьева, образ богини весны Лады (Фреи). Её коса золотистого цвета олицетворяет солнечные лучи. Жених Лады — Перун, бог-громовержец, который повелевает грозами и орошает землю дождями.
Часто в сказках упоминается сюжет, по которому обездвиженный Кощей вынуждает доверчивого героя напоить его живой водой и освобождается от пут. Оказавшись на свободе, колдун крадёт девицу-весну и запирает её в своём тёмном царстве. Затем царевич спасает невесту, но Кощей настигает беглецов вновь и вновь. Афанасьев уверен, что это — символизм, и он подразумевает приход первого весеннего тепла, которое нередко сменяется холодами.
Кощей — Касьян?
Несложно понять, почему с образом демона Кощея в народе ассоциировалось 29 февраля — день, который предшествует наступлению древнего Нового года. Отсчёт начинался с 1 марта, и последний день зимы был крайне важен с точки зрения языческих верований.
В том числе, всегда много мистического приписывали именно високосному году. Считалось, что это самое “благоприятное” время для болезней, смертей, войн и эпидемий.
Историки уверены, что Кассиян Римлянин “провинился” перед славянами лишь тем, что его имя несколько созвучно с именем злодея-Кощея. За годы и века образы святого и “грешного” слились в один плотный кокон, и Касьян получил все “демонические” черты прославленного колдуна.
29 февраля, который называли не только Касьянов день, но и Кощеев день, был полон примет и поверий, которых лучше было придерживаться. Так, к примеру, верили, что до обеда лучше нос из дому не показывать, и вообще — никакими делами не заниматься. После полудня Кощей-Касьян уже начинал понемногу терять силы, потому можно было приступать к домашней работе.
[expert_review_poll id=”138928″ params=”JTdCJTIydGl0bGUlMjIlM0ElMjIlRDAlOTAlMjAlRDAlQjIlRDElOEIlMjAlRDAlQjclRDAlQjAlMjAlRDAlQkElRDAlQkUlRDAlQjMlRDAlQkUlMjAlNUMlMjIlRDAlQjElRDAlQkUlRDAlQkIlRDAlQjUlRDAlQkIlRDAlQjglNUMlMjIlMjAlRDAlQjIlMjAlRDElODElRDAlQkElRDAlQjAlRDAlQjclRDAlQkElRDAlQjAlRDElODUlM0YlMjAlMjIlMkMlMjJzaG93X3RpdGxlJTIyJTNBJTIyMSUyMiUyQyUyMnNob3dfY291bnQlMjIlM0ElMjIxJTIyJTJDJTIyc3R5bGUlMjIlM0ElMjJsaWdodC0xJTIyJTJDJTIyY29sb3IlMjIlM0ElMjJvcmFuZ2UtMSUyMiUyQyUyMm11bHRpcGxlJTIyJTNBZmFsc2UlMkMlMjJhbnN3ZXJzJTIyJTNBJTVCJTdCJTIyaWQlMjIlM0ElMjIxJTIyJTJDJTIydGV4dCUyMiUzQSUyMiVEMCU5NyVEMCVCMCUyMCVEMCVCNCVEMCVCRSVEMCVCMSVEMSU4MCVEMSU4QiVEMSU4NSUyMCVEMCVCMyVEMCVCNSVEMSU4MCVEMCVCRSVEMCVCNSVEMCVCMi4lMjIlN0QlMkMlN0IlMjJpZCUyMiUzQSUyMjIlMjIlMkMlMjJ0ZXh0JTIyJTNBJTIyJUQwJTk3JUQwJUIwJTIwJUQwJTlBJUQwJUJFJUQxJTg5JUQwJUI1JUQxJThGKSUyMiU3RCU1RCU3RA==”]