Народные традиции уходят своими корнями во времена глубокой древности. Порой старинные обряды могут казаться нам непонятными, странными и даже шокирующими. Особо ярко это выражено в комплексе обрядовых манипуляций, связанных со смертью и рождением людей. Ведь, фактически, это самые знаковые, центральные явления жизненного цикла, самые невероятные и загадочные явления нашего сложного мира.
Особо интересные и специфические народные традиции были зафиксированы в среде гребенских казаков.
Гребенские казаки: кто это такие?
Гребенцы – это небольшая этносоциальная группа казачества, сформировавшаяся в XVI веке среди хребтов гор Северного Кавказа. В наше время они практически прекратили свое существование, покинув родные края в результате этнических конфликтов конца прошлого века. Но ранее их позиции были достаточно сильны. Вероятно, их появление правильно будет связывать с переселением части донских казаков в горы, а в последующие века гребенское войско постоянно подпитывалось за счет беглых крестьян из центральных областей страны. Вопреки тому, что они по ряду черт устойчиво ассоциируются с терским казачеством, эти две группы все-таки следует четко различать. Самой характерной, яркой и самобытной чертой гребенских казаков считается их приверженность старообрядчеству. В позднейшее время, правда, они пришли к никонианству, но не скоро, только на пограничье XIX-XX веков.
Фактически, в их среде родилось уникальное культурное многоголосье, в котором были сильны народные традиции соседей, аборигенов горных перешейков и ущелий, а также длительное время сохранялись пережитки, существующие еще со времен глубокой древности.
С нравом и обычаями гребенских казаков был не понаслышке знаком Лев Николаевич Толстой, который в бытность свою кадровым офицером в артиллерийских войсках, провел немало времени среди этих людей. Он подмечал за ними определенное сходство с горцами. В частности, он писал следующее: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев. Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности и войне составляет главные черты их характера. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же».
Погребальные обычаи гребенских казаков
Комплекс обрядности гребенцев, связанный со смертью и околосмертными переживаниями, в целом созвучен с общероссийским. Они верили, что человек может предчувствовать свою смерть и суеверно искали знамения последнего часа в быту. Упавшая на пол икона, внезапно заскрипевшая дверь, истошный вой сторожевых собак по ночам – во всем этом суеверный казак видел вести о скорой гибели кого-то из домочадцев. Родственники умирающего совершали ряд поступков, дабы помочь его душе покинуть погибающее тело: они открывали заслонку в печи, делая дымоход открытым, и настежь распахивали окна.
У гребенских казаков было очень четкое, хоть и глубоко специфическое представление об аде и рае. Они считали, что ад находится где-то в горах и видели этому подтверждение в существовании горячих термальных источников, а рай лежал у подошвы Кавказских гор. Впрочем, райские кущи гребенцев были довольно-таки злачным местом: там бывали часты дружеские пирушки. Они были глубоко убеждены в том, что хоронить казака надо исключительно в полном воинском снаряжении, чтобы ангелы господни по лампасам поняли, какой пред ними предстал лихой воин и точно определили его в небесный полк. Незамужних девушек хоронили в самых дорогих свадебных нарядах, представляя их как невест Господних. Вопреки тому, что они связывали свою жизнь с Кавказом, они видели в горных хребтах устойчивые символы зла. Верили, что горы как явление были созданы самим Сатаной, чтобы человек черствел там душой и сквернословил на радость всем чертям ада.
Примечательно, что у них существовал один довольно шокирующий ритуал. В том случае, если умирал очень уважаемый человек, известный при жизни строгостью нравов и набожностью, то его ближайшие родственники, сохраняя строжайшую тайну, ночью отправлялись к нему на могилу и раскапывали захоронение. Эти люди верили, что если у мертвеца пропадет большой палец на правой руке (по другим данным – три перста, либо же и вовсе кисть руки), то это свидетельствует о том, что такой человек был признан праведником и нашел упокоение среди святых.
Безусловно, что этот шокирующий обряд находит свои истоки еще во временах дохристианских, языческих воззрений. Возможно также, что он оформился в результате непосредственного влияния вайнахских или тюркских народов Кавказа, с которыми гребенские казаки делили непокорные горы.
Источник: Кириллица