12 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 12 августа
Силуан и Сила
Народный праздник «Силуан и Сила» отмечается 12 августа (по старому стилю – 30 июля). В этот день церковь почитает святых апостолов от семидесяти Силуана и Силу (Силоса), а также святого Иоанна Воина. Другие названия праздника: «День Силы и Силуяна», «День силы», «Иван-воин». В народе говорили, что святой Сила подбавит мужику силы. Также считалось, что 12 августа «обмирают ведьмы». По народной молве, происходит это от того, то они опиваются молоком.
Про священномученика Силуана известно то, что он являлся спутником и соратником апостола Павла. После долгих скитаний стал епископом греческого города Солунь, где и скончался, натерпевшись горя и страданий за свою веру. Сила также являлся учеником Павла. Во время путешествий по городам он активно проповедовал христианство. В Коринфе Сила был посвящён в епископы, после чего совершил немало чудес и знамений. Впрочем, существует также версия, что Сила и Силуан — один и тот же человек (в пользу этого говорит и схожесть имен). Как бы то ни было, на Руси праздник носил двойное название.
Иоанн Воин жил во времена римского императора Юлиана Отступника, служил в его войске и был вынужден участвовать в гонениях на христиан. Однако, Иоанн и сам верил во Христа, поэтому всегда предупреждал своих единоверцев об облавах и способствовал их побегам из темниц. Иоанн был милосерден также ко всем бедствующим и нуждающимся. Узнав о делах своего солдата, император приказал заточить его в тюрьму, где узник провел много дней в ожидании казни. Но в 363 году Юлиан II погиб, а Иоанна освободили.
У Иоанна Воина просили заступничества и утешения все обиженные и скорбящие, а на Руси было принято молиться этому святому и о возвращении краденого. Люди верили, что если в этот день обворованный человек отслужит молебен Иоанну, то воры обнаружат себя сами. Если же преступник не желал сознаваться, приступали к ворожбе. На кого указывали колдун или ворожея — тот должен был поклясться в невиновности именем Ивана Воина. Православные были уверены, что если человек при этом солжет — то святой сам его покарает.
В народе апостолу Силе приписывали истинно богатырскую мощь, отождествляя его со славянским языческим богом Сильнобогом, олицетворявшим собою могучую силу и ловкость. На него уповали в многочисленных работах в поле (ведь много силы нужно, чтобы и созревшую рожь успеть собрать и озимую засеять). По старинному поверью, в этот день святой Сила вкладывал в травы и коренья, особенно в лопух, свой чудесный дар.
В это время особое внимание уделяли ржи. Крестьяне говорили: «На Силу и Силуана рожь бывает пьяна», — то есть полна зерном и клонится к земле. Можно приступать и к посеву озимой ржи: «Посеешь рожь на Силу — родится сильно»; «Сила хлеб силит». Считалось, что силы в этот день прибавляется и у людей: «бессильный богатырем живет», и у животных и растений: «на Силу от земли берут силу».
Существовало поверье, что 12 августа «обмирают», опившись молоком, ведьмы. Нечистой силе приписывали способность задаивать коров до смерти. Зато если после трапезы ведьма «обомрет», то ее уже ничем не разбудишь — самое время прижечь ей пятки соломой, чтобы вся ее сила ушла в землю. Знающие люди говорили, что после такого обряда ведьма уже никогда не дотронется до коровы.
Мученика Иоанна Воина
Церковь чествует святого Иоанна Воина, который после освобождения от службы в императорском войске Юлиана Отступника посвятил жизнь служению ближним.
Святой мученик Иоанн Воин (память 30 июля/ 12 августа) жил в IV веке. Сказание об этом святом содержится в Синаксаре Константинопольской церкви конца X века. Он служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361 — 363), преследовавшего христиан, в полку таифалов – скифского племени, следовательно, он мог быть славянином. Имя Иоанн, древнееврейское. Его значение – дар Божий, милость Божия, благодать Божия.
Поскольку известия о таком чудесном человеке, о его человеколюбии и жертвенном подвиге во славу Божию стали известны на Руси задолго до ее крещения святым князем Владимиром, имя Иван очень давно получило такое широкое распространение в нашем народе. При возобновлении гонения на христиан, Иоанн воин был тайным христианином, пользуясь своим положением, всегда старался им помогать. Делая вид, что он ревностный преследователь христиан, святой помогал им избежать смерти, предупреждал об опасности, иногда освобождал из-под стражи арестованных. Кроме того, он поддерживал больных и немощных независимо от их вероисповедания, посещал темницы и утешал страждущих.
Когда император узнал о такой деятельности святого Иоанна, то потребовал его к себе. По дороге в Константинополь воины обращались с ним как с государственным преступником, морили его голодом и жаждой и били его. Когда святого привели в столицу, император Юлиан был в походе против персов, и святой Иоанн был заключен в темницу. Здесь-то и напало на мученика Христова малодушие; он боялся ожидаемой лютой казни. В течение нескольких месяцев он был закован в тяжелые цепи и претерпел немало лишений. Иногда мученик изнемогал душой, и его одолевали сомнения: стоит ли менять спокойную жизнь на такие страдания. Но в искушении, в борьбе плоти и духа святой Иоанн находил поддержку в молитве. Господь укреплял святого мученика, и он радостно прославлял милосердие Творца.
Мы знаем очень мало про жизнь святого мученика. Попробуем дополнить его житие реальными событиями более позднего периода истории. Старец Паисий Святогорец приводит очень наглядный пример, поясняя, как можно быть тайным христианином и не отрекаться от веры:
«В одной турецкой деревне было много тайных христиан, а староста был священником…. Однажды к нему пришли турки и донесли о том, что в определенном месте, в катакомбах, прячутся христиане. «Не беспокойтесь, — сказал он, — я пойду, погляжу». Взял он своих людей, пошел в эти катакомбы и застал там всех христиан, собравшихся вместе. Тогда он идет к царским вратам, снимает с крючка епитрахиль, надевает ее и служит вечерню! «Примите надлежащие меры, — сказал он им потом, а турок успокоил: — Никого там нет, это ложные слухи». Такие люди не отступники. Однако с той минуты, как христианина начнут подозревать и скажут ему «Мы видели, как ты крестишься! Ты христианин», а он ответит «Нет, я мусульманин», он становится отступником…»
После смерти Юлиана Отступника, убитого в походе, святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана (363–364). Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь служению Богу и людям. Все свое имение он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и помощника. В чистоте и святости мученик Иоанн дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу. Он завещал совершить погребение своего тела на том месте, где погребали странников и нищих, которые всегда были близки его душе.
Со временем место погребения святого мученика Иоанна Воина было забыто. Однажды он явился в сонном видении благочестивой женщине и указал, где его могила. Святые мощи мученика были обретены нетленными. Господь прославил их чудотворениями. Если человек был другом Господу при жизни, то все просьбы его к Господу исполняются. Тем более, Господь исполняет просьбы тех, кто был праведен при жизни и почил. По молитвам к святому Иоанну были явлены многочисленные чудеса.
В народе считается, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно, несмотря на всеобщее падение нравов вокруг него. Когда кругом царит грех и нарушение заповедей — дело обычное, очень трудно устоять и не поддаться соблазну… Позднее честные мощи мученика Иоанна Воина были положены в Константинопольском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (†98 – 117; память 8 мая).
Богу было угодно, чтобы о жизни Иоанна Воина не сохранилось подробностей. И скорее всего, сам Иоанн Воин хотел бы, чтобы в день его памяти люди проявляли милосердие друг к другу, к тем, кто слабее, беднее, незащищеннее. Помощь ближнему освещает жизнь, делает ее осмысленной и цельной. Разочарование, уныние, пустота — уходят из жизни, когда человек начинает помогать тому, кто действительно нуждается в помощи.
В русской православной традиции имя Иоанна воина известно с давних пор, как великого помощника в скорбях и обстояниях. Особенно широко почитание св. Иоанна Воина было распространено в Малороссии. В «Сказании о святых» этому угоднику полагалась особая молитва об обретении украденных вещей и бежавших слуг. В Прологе об Иоанне Воине сказано, что он «изряднее рабом уходства удерживает, татьбы извещает и уличение яве творит». В Киевском Софийском соборе находилась икона св. Иоанна Воина с молитвой и кондаком этому угоднику.
В первой было написано: “О великий заступниче и угодниче Христов Иоанне Воинственниче! Помилуй раба твоего, сущаго в бедах, и скорбех, и во всякой злой напасти, и сохрани от всякаго зла, заступи от обидящаго человека. Тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога”. Или же в кондаке говорится: “О великий и всемилостивый страдальче Иоанне, дивный и страшный, небеснаго Царя воине! Приими моление от раба твоего и от настоящия беды, от лукаваго человека, от злаго хищения и будущего мучения избави мя, верно вопиюща Ти, аллилуйя”. Также святому Иоанну воину молятся за тех, кто находится в темнице и заточении.
Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого
Память об обретении нетленных святых мощей Германа, основателя келлии на Соловецком острове. Данное событие произошло в 1484 году.
Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого произошло в 1484 году. Святой Герман жил отшельником на реке Выге, при часовне. Около 1429 года здесь нашел его преподобный Савватий, постриженик Валаамской обители, искавший уединенного места для своих подвигов. Герман рассказал Савватию о Соловецком острове, и оба преподобных, переплыв море, поселились на Соловках. Они построили себе келлию под Секирной горой, в которой прожили шесть лет. По преставлении Савватия († 27 сентября 1435 г.), преподобный Герман продолжал пустынные подвиги на острове с другим пустынником, преподобным Зосимой (память 17 апреля). Герман прожил на острове более пятидесяти лет.
Будучи неграмотным, но вразумляемый Божиим Промыслом и желая сохранить память о подвигах преподобного Савватия для назидания многих, он приказал клирикам записать свои воспоминания о преподобных Савватии и Зосиме, о событиях, происшедших при их жизни. Преподобный Герман любил слушать назидательное чтение и завещал ученикам собирать в обитель книги. Для хозяйственных и иных нужд обители преподобный до глубокой старости совершал опасные плавания и дальние путешествия на материк. В одной из таких поездок в Новгород в 1479 году он скончался в Антониевом монастыре. Тело его повезли в Соловецкую обитель, но из-за распутицы принуждены были похоронить у часовни в деревне Хавроньиной на реке Свири. В 1484 году, когда решено было перенести гроб на место подвигов преподобного, мощи его обрели нетленными.