Космический человек Майя

ГлавнаяScience Олег Олимский

«Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол.

Его почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту зрелища моим коллегам. И они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами». Так Альберто Рус описывает открытие им гробницы в центре цивилизации Майя – городе Паленке.

Среди множества поразительных изображений самое загадочное – это вырезанный на крышке саркофага так называемый “космический человек”. Некоторые ученые считают, что это изображение космического корабля, которым этот человек управляет, другие, что это изображение царя Майя на пути в загробный мир.

Два самых выдающихся специалиста по древней Америке, Линда Шеле и Давид Фрайдель, в 1990 г. придерживались мнения, что мастера, изготовившие крышку, хотели показать правителя у ствола «дерева миров, опускающимся в пасть подземного мира». Одновременно был введен также мотив возрождения:

«Падающего Пакаля сопровождает схематически обозначенная голова чудовища, несущая жертвенную чашу с глифом Солнца. Этот специальный глиф, изображающий Солнце на границе с подземным миром, на переходе от жизни к смерти, является знаком чрезвычайной символической силы. Как Солнце, так и царь пройдет через Шибальба [подземный мир. — Примеч. автора], чтобы в конце своего путешествия снова появиться на восточном горизонте».

Человек будто завис в пространстве посреди креста мира(дерево изображено в виде креста). Его взгляд устремлен вверх, к Млечному Пути, где находится царство смерти и воскресения – Шибальба, в котором Боги встречают свободную от тела душу умершего.

В этом смысле на гробнице действительно изображен своего рода “космический корабль”, но не техногенный, а “духовный”. Дух человека всегда устремлен к звездному небу, его небесной родине. Этот сюжет вы найдете во многих цивилизациях древности.

Что бы там ни было, древний народ оставил для нас красивейшее размышление о жизни и смерти, а этот вопрос волновал людей во все времена.

Смотрите также


Новости партнеров