Прежде чем рассказывать о жизни общества в Византии, необходимо сказать пару слов о самом государстве.
Византийскую империю историки условно называют продолжением Восточной Римской империи в Средние века. В отличие от Западной Римской империи, которая пала под ударом варваров в V веке, восточная часть Римской империи пережила тяжелые времена, вышла из кризиса и существовала еще 1000 лет. Закончилась история этого государства в 1453 году с падением Константинополя — столицы Византии.
Константинополь — столица Римской империи в 330-395 годах и Византийской империи в 395-1204 и 1261-1453 годах
Жители Византии никогда не называли себя византийцами — так их именовали итальянские гуманисты, потому что столица империи город Константинополь был основан на месте древнего греческого города Византий. Сами византийцы называли себя ромеями, а свою державу Романией.
Жизнь в Византии. Общая картина
Как сложится жизнь византийца, зависело от того, в какой семье он родился, а именно от социального статуса родителей. Дети из бедных семей обычно не могли продвигаться по социальной лестнице и даже выбирать профессию, а обязаны были наследовать ремесло отца.
Однако известны и исключения. Историки пишут, что в Византии были редкие случаи, когда человек из “низшего” сословия мог продвинуться по службе и достичь определенных социальных благ, это происходило благодаря накопленному богатству, образованию, покровительству со стороны наставников или влиятельных лиц государства.
Большинство граждан империи значимую часть своего времени тратили на труд, но не забывали и о развлечениях: посещали ярмарки, которые власти проводили в религиозные праздники, гонки на колесницах, выступления акробатов и жонглеров.
Фамилия, сословия и наказания
Граждане Византии делились на две группы, причем, принадлежность к группе определялась рождением:
1) honestiores («высшие», «привилегированные»), к ним относились духовенство, сенаторы, военачальники, крупные чиновники;
2) humiliores («низшие», «покорные») — крестьяне, ремесленники, торговцы;
Ниже всех стояли рабы, их не относили ни к одному классу.
За одинаковые преступления представители “высших” сословий часто подвергались менее суровым наказаниям, чем “низших”. Так за подделку монет или завещаний «привилегированным» грозила ссылка и конфискация имущества, а «покорным» ссылка на рудники или смертная казнь.
За прелюбодеяние и изнасилование монахини первые подвергались порке, причем, секли не самого провинившегося, а его одежду, вторым грозило увечье, чаще всего преступнику отрезали нос.
За убийство и измену родине как “высшим”, так и “низшим” грозила смертная казнь, но в приговоре были некоторые отличия. Если «привилегированные» не могли избежать смертной казни, а могли лишь выбирать ее способ: обезглавливание или сожжение, «покорным» смертная казнь иногда заменялась другим наказанием — рабством.
Женщин-убийц казнили редко, часто суровое наказание им заменяли вырыванием языка, отсечением рук, выжиганием волос, ссылкой, рабством. Дети и беременные приговаривались условно[2].
Историки пишут, что первые фамилии появились именно в Византии, они характеризовали профессию человека или давались по месту рождения[1]. Например, фамилия Пафлагонит означала, что человек родом из Пафлагонии — района на севере Малой Азии, а фамилии Киропола (keropoleios), Кируларий (keroularios) говорили о том, что ее носители зарабатывают на жизнь изготовлением свечей или торговлей воском.
Отдельно стоит сказать и о продолжительности жизни, она была очень короткой по современным меркам. По некоторым данным, ожидаемая продолжительность жизни в империи составляла 30-35 лет, и если человек достигал 40 лет, его считали везунчиком, так как он дожил до старости[2].
Детство и образование
Дети из низших классов учились профессии своих родителей. Если отец занимался плотницким делом, этому ремеслу он обязан был научить и своего сына[3].
Девочек-аристократок с самых юных лет учили прясть, читать и писать. Возможно, они также изучали Библию и жития святых, но формально никакого образования не получали. На протяжении нескольких лет их готовили к семейной жизни: главной обязанностью родителей было выдать свою дочь замуж, дать элементарные знания о воспитании будущих детей, управлении домашним хозяйством и рабами[2].
Мальчиков-аристократов в возрасте 6-7 лет отдавали в специальные школы, которые находились в крупных городах и которыми заведовали местные епископы. Иногда таких детей вместо школ передавали в руки частным наставникам, но это было очень дорогим удовольствием и позволить такую роскошь могли не все. Сперва мальчиков учили читать и писать по-гречески, а затем обучали семи классическим наукам: грамматике, риторике, логике, арифметике, геометрии, гармонике и астрономии. Особое внимание уделялось древнегреческим текстам, такие произведения, как «Илиада» Гомера и «Теогония» Гесиода, заучивались наизусть целыми кусками. Зачем детей заставляли запоминать эти тексты, историкам неясно, предполагается, что их заучивали специально, чтобы произвести впечатление на гостей за обедом[4].
Если родители по каким-то причинам не могли отправить ребенка в городскую школу, он мог пройти обучение в церковной: поступить в это заведение было гораздо легче.
Что касается высшего образования, его получали лишь в четырех городах, где находились прототипы университетов — крупные городские школы: в Константинополе, Александрии, Афинах и городе Газа. Студенты должны были изучать философию, особенно работы Платона и Аристотеля, а также христианское богословие. В Константинополе была и специальная школа для подготовки молодых людей к государственной службе[5].
В IX веке н.э. в столице империи в одном из залов Большого дворца — главной резиденции византийских императоров, появляется Константинопольский университет, где молодых людей обучали медицине, философии, риторике и праву. Некоторые историки считают Константинопольский университет первым университетом в Европе[9].
Брак и Семья
Девочек выдавали замуж с 12 лет, мальчики женились в 14 лет. Заключение помолвки было обязательным, она могла состояться уже в 7-летнем возрасте. Помолвки детей младше 7 лет допускались только по разрешению правителя. В империи были известны случаи, когда девочек младше 12 лет отдавали замуж за взрослых мужчин, часто против этого выступала церковь и такие браки священники иногда аннулировали. Например, архиепископ Иоанн Апокавк расторгнул брак 30-летнего мужчины и 6-летней девочки, которую насильно выдали мать и отчим[10].
Если женщина становилась вдовой, в повторный брак ей разрешалось вступать лишь после того, как она выдержит период траура, который длился год. Третий брак встречался редко, он допускался в особых случаях, если с первым и вторым мужем женщина не имела детей.
В первые годы существования империи развод разрешался, но чтобы его получить, нужно было доказать измену одного из супругов. В 527 году к власти пришел Юстиниан I (правил с 527 по 565 н.э.) и издал свод законов, запрещающих развод, за исключением случаев, когда супруги желали уйти в монастырь.
Главой византийского семейства считался мужчина, но в случае его смерти эту роль могла выполнять жена, вдове переходила вся собственность мужа.
Пища
Основной рацион “низших” классов в Византии составляли вареные овощи, крупы, хлеб, яйца, молоко, сыр и фрукты. Мясо и рыба на столе бедняка были редкостью, такие продукты крестьяне могли позволить себе лишь в особых случаях, например, в большой праздник[7].
В богатых семьях мясо употребляли регулярно, в основном красное (баранина, свинина, телятина), а также мясо птицы, кроликов[7].
Оливковое масло, восточные специи, вино на византийских рынках были в изобилии и приобрести их мог любой, у кого есть деньги[6].
Бедные, в основном, ели пищу руками, аристократы использовали вилки с двумя зубцами, такие столовые приборы византийцы “унаследовали” от древних римлян[8].
Труд и оплата
Вершиной карьерной лестницы в Византии считались профессии юриста, писца, чиновника, дипломата, счетовода. Помимо престижа, эти профессии сулили богатство, поэтому многие аристократы стремились дать своему ребенку образование в этой сфере[4].
К богатству, пусть и не часто, могли привести такие профессии, как кредитор (заимодавец) и купец, но эти специальности не считались престижными, поэтому популярностью у “высшего” сословия не пользовались[5].
Ремесленники и крестьяне (виноделы, пекари, обвальщики мяса, судостроители и т.д) считались бедными людьми и одним из главных недостатков их профессии было то, что они не могли ее сменить и должны были передавать по наследству.
Женщинам в византийском обществе не запрещалось заниматься так называемой “мужской работой”, но чаще они становились акушерками, прачками, поварами, актрисами, певицами и даже проститутками. Проституция процветала в крупных городах Византии, но не считалась прибыльным делом. Хотя историкам известно о некой “женщине легкого поведения” из Антиохии, сумевшей за одну ночь заработать 720 солидов, что соответствовало зарплате чиновника за несколько месяцев[11]. Но это скорее исключение, чем правило.
Интересно узнать, сколько вообще зарабатывали византийцы. Историк Марк Картрайт приводит такие цифры:
“Солид — эта золотая монета, которую в 309 году выпустил император Константин и которая долгое время была основной в Византии, в разные времена 1 солид равнялся 12-40 серебряным денариям. Обычный византийский рабочий за один день мог заработать 25 денариев, пекарь — 50 денариев, художник — 150 денариев”
Большую часть населения в Византии составляли крестьяне, имевшие в собственности маленькие хозяйства, и колоны (coloni) — зависимые крестьяне, которые трудились на землях динатов (dynatoi) — аристократов. Хотя колоны по статусу и были выше рабов, относились к ним не намного лучше.
Дома
В Византии богатые люди владели домами со множеством комнат, внутренними двориками, ванными, садами, фонтанами и часовнями. В залах таких особняков были мраморные полы и стены, отделанные мозаикой, а спальни, которые обычно находились на втором этаже, были украшены росписями[7].
В крупных особняках часть помещения выделялась под специальную галерею, которая могла служить личным пространством женщины (мужчины туда не пускались) или местом, которое женщина не должна была покидать[3].
Городские дома людей “низшего” класса уступали по убранству и обычно строились из кирпича, часто для строительства брался материал от старых поврежденных зданий. Чтобы придать своему жилищу более богатый вид, внешние стены покрывали штукатуркой, на которой затем прочерчивали линии, чтобы стены выглядели так, как будто сделаны из дорого материала — каменных блоков. Закон устанавливал, что в больших городах в домах бедных должны иметься ванные комнаты с канализацией, выливать содержимое своих горшков из окна на улицу запрещалось[5].
Что касается жилищ крестьян, которые находились за городом, то у историков нет никаких доказательств, что они были оборудованы санузлом и снабжались водой через водопровод. В сельской местности дома были в основном двухэтажными. Первый этаж занимал сарай, где жили животные, на втором располагались комнаты крестьян[6].
За городом находились места для стирки одежды, мусорные свалки и площадки для казни.
Одежда
Аристократы, в основном, носили одежду из шелка, до 568 года шелк завозили в Константинополь из Китая и Финикии, а после его начали производить в столице. Также богатые люди могли носить вещи, окрашенные в “благородные” цвета фиолетовых и багряных оттенков — так называемый «тирский пурпур», краску для ткани получали из морских брюхоногих моллюсков — иглянок[8].
Одежда, окрашенная в «тирский пурпур», была очень дорогой и отличала «высших» от «низших», последним, даже если удавалось накопить состояние, все равно запрещалось носить эти цвета[7].
Богатые византийцы любили украшения из золота, серебра и драгоценных камней, но и здесь приходилось придерживаться правил, поскольку император Юстиниан I издал указ, согласно которому никто, кроме него, не может украшать свой пояс, уздечку и седло своей лошади жемчугом, изумрудами или гиацинтами[3].
У некоторых высокопоставленных чиновников была униформа. Цвет плаща, туники, пояса и обуви или особый материал, из которого была сделана эта одежда, визуально давали понять окружающим, на какой службе чиновник состоит[6].
Бедняки обходились менее роскошными нарядами, в основном они носили короткие шерстяные туники с длинным плащом[8].
Штаны вошли в византийский быт только в XII веке. Это были “разъемные” штаны, представлявшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу или к коротким штанишкам. Вместе со штанами носили тунику, плащ, которые прикрывали интимные места.
Досуг
Улицы больших византийских городов были практически всегда заполнены жонглерами, акробатами, попрошайками, торговцами, проститутками, гадалками, скитальцами, проповедниками. Поэтому выйти из дома в город для византийца уже само по себе было развлечением.
В основном горожане выходили за покупками, которые совершали на рынках. Рынки располагались в специально отведенных местах, под крытой колоннадой, защищавшей покупателей от дождя и палящего Солнца.
Помимо мяса, морепродуктов, фруктов и овощей, на рынке горожанин с толстым кошельком мог соблазниться специями, духами, благовониями, мылом, текстилем (например, шелком, шерстью, льном и мехами), ювелирными изделиями, керамической посудой, изделиями из латуни, серебряными тарелками, предметами искусства, вырезанными из дерева или слоновой кости, а также приобрести лекарства и рабов[1].
Обманывать своих покупателей при помощи “подкрученных” весов торговцу не было выгодно, ведь рынок постоянно патрулировали государственные инспекторы, и если они замечали спекуляцию, то продавцу мог грозить большой штраф или даже розги[3].
С особым предвкушением горожане ждали ярмарок и фестивалей, которые проводились в дни рождения святых или в годовщины их смерти. На таких мероприятиях можно было приобрести “диковинные” товары, которые в обычные дни не найти[6].
Если житель города уставал от торговой суеты, он мог прийти на Константинопольский ипподром, где круглый год устраивались гонки на колесницах, конские ристания, триумфальные шествия, различные празднества, казни. Во время скачек здесь даже принимали ставки[8].
Еще одним местом для развлечений в Константинополе была небольшая арена, на которой проходили спортивные состязания.
Марк Картрайт пишет, что в крупных византийских городах было много мест, где люди могли просто встречаться и разговаривать на злободневные темы, среди таких мест ученый называет общественные бани, местные гимназии и церкви.
Смерть
Умерших византийцев обычно хоронили на кладбищах, расположенных за городом. Если умирал известный человек, чиновник или даже актер, на его надгробии высекали эпитафию. Эти высеченные на камне изречения дали современным исследователям ценную информации о повседневной жизни в Византии, благодаря эпитафиям ученые узнали не только имена и профессии горожан, но и отношение византийцев к жизни в целом[3].
При подготовке материала, автор использовал следующие источники:
1. Bagnall, R.S. The Encyclopedia of Ancient History. Wiley-Blackwell, 2012
2. Brownworth, L. Lost to the West. Broadway Books, 2010.
3. Gregory, T.E. A History of Byzantium. Wiley-Blackwell, 2010.
4. Herrin, J. Byzantium. Princeton University Press, 2009.
5. Mango, C. The Oxford History of Byzantium. Oxford University Press, 2002.
6. Norwich, J.J. A Short History of Byzantium. Vintage, 1998.
7. Rosser, J. H. Historical Dictionary of Byzantium. Scarecrow Press, 2001.
8. Shepard, J. The Cambridge History of the Byzantine Empire c.500-1492. Cambridge University Press, 2009.
9. Marina Loukaki: «Université. Domaine byzantin», in: Dictionnaire encyclopédique du Moyen Âge, Vol. 2, Éditions du Cerf, Paris, 1997.
10. Observations on the Legal Status of Children and the Stages of Childhood in Byzantium // Becoming Byzantine. — 2009. — P. 15—34.
11. Grosdidier de Matons J. La femme dans l’empire byzantin // Histoire mondiale de la femme. — 1967. — Т. I. — P. 11-43.
[expert_review_likes style=”button-1-color” size=”m” icons=”thumbs” alignment=”” show_icon=”1″ show_label=”1″ show_count=”1″ hide_dislikes=”0″ label_like=”Мне нравится” label_dislike=”Не нравится” name=”” link=”” post_id=””]