Торговать выгоднее, чем воевать, пускай даже война эта с врагом рода человеческого. Его интересует лишь ваша душа, зато взамен можно просить что угодно. На первый взгляд сделка выгодная — все радости жизни меняются на что-то эфемерное, отдавать которое нужно ещё очень не скоро. В конце концов, люди продают свои органы, а солдаты-контрактники жертвуют жизнью за деньги. В сделке с дьяволом нет никаких подводных камней — заключающий её прекрасно понимает, что рано или поздно его душу заберут в ад. Так почему же временное блаженство столь охотно меняется на вечные муки?
Истоки легенды
Откуда вообще взялся договор с дьяволом? Кто его придумал? Ведь в Библии об этом не сказано ни слова. Есть змей, обманувший Еву с яблоками, есть Дьявол, искушающий Иисуса возможностью стать царём всей Земли в обмен на поклонение себе. Но нигде не написано о том, что дьявол ходит по миру с пакетом документов на подпись, ведёт бухгалтерию по оказанным услугам и инвентаризирует приобретённые души.
Сделка с дьяволом — изобретение средневекового фольклора, неофициально поддержанное церковью. Самым первым упоминанием подобных взаимоотношений считается житие святого Феофила Антиохийского. Однажды ему предложили пост епископа, однако святой отец отказался от этого из соображений смирения. Другой священник, избранный на эту должность, увидел в Феофиле опасного конкурента и стал всячески притеснять его. Отбросив былое смирение, знаменитый теолог обратился к волшебнику, попросив того устроить встречу с сатаной.
Дьявол якобы предложил Феофилу сделку: тот отрекается от Иисуса и Богородицы, а нечистый обеспечивает получение поста епископа. Подписываться под договором следовало своей кровью. Сделка была исполнена, однако вскоре Феофила стало терзать раскаяние. Он молился и постился 40 дней, после чего ему явилась Богородица, обещавшая заступиться за него перед Богом. Ещё через 30 дней голодания Феофил снова увидел Богородицу, на этот раз отпустившую ему все грехи.
Но отступать дьявол не желал и подкинул Феофилу экземпляр договора в напоминание о взятых на себя обязательствах. Тот, недолго думая, отнёс его к бывшему епископу, место которого он занял, и покаялся во всём. А епископ поступил радикально — взял да и сжёг договор, тем самым его аннулировав.
История Феофила стала фундаментом для легенд о вызове дьявола вообще и продаже ему души в частности. Из неё следует, что в 6 веке нашей эры общение с дьяволом при помощи колдовства особым грехом не считалось. Феофилу стало жалко свою душу, и он расторг договор с помощью простого покаяния (история умалчивает, остался ли он епископом). Впоследствии богословы, как говорится, «завернули гайки», признав колдовство и вызов дьявола страшным грехом. Иначе говоря, любые переговоры с врагом стали считаться изменой.
Как составляется договор?
Так как любое колдовство считалось дьявольским, а добропорядочный человек колдовать не мог, то маг вне всякого сомнения получал свой дар от дьявола. Поначалу предполагалось, что способность колдовать предоставляется «бесплатно» — лишь бы маг приносил христианству побольше вреда. Однако идея о безнаказанном получении сверхсил была слишком заманчивой, поэтому с развитием христианского фольклора всё чаще стали звучать мысли о том, что сделка эта небескорыстна.
Более того, круг потенциальных «клиентов» дьявола поначалу был слишком широк. В раннем средневековье сделку с ним мог заключить буквально каждый, и это не влекло за собой никакого ухудшения его социального статуса. Поэтому уже к 14 веку между продажей души дьяволу и ведьмовством (колдовством) был поставлен знак равенства. Ранее считалось, что колдун — высокообразованный мужчина, использующий древние ритуалы. Трактат Formicarius (1435-1437), написанный доминиканским монахом Иоганном Нидером, стал первым церковным документом, утверждавшим, что для колдовства достаточно лишь продаться Сатане, а занимаются этим в основном женщины.
Сейчас это кажется странным, но в те далёкие времена люди очень любили мистические формальности. Сделка с дьяволом происходила гораздо сложнее, чем, например, с детской зубной феей (которой достаточно было лишь молочного зуба под подушкой, обмениваемого на монетку). Если верить тому же трактату Formicarius, самостоятельно люди обращались к дьяволу крайне редко. Обычно их совращали на это чужие примеры — успешные падшие граждане, вызывавшие зависть и легко дававшие полезные советы по чёрной магии.
Иоганн Нидер упоминает случай колдуна Скавия, якобы умевшего превращаться в мышь. Он привёл к дьяволу ещё нескольких человек, в числе которых был крестьянин Стеделен, признавшийся под пытками, что он зарезал петуха на перекрёстке ночью в Шаббат и подкладывал ящериц под порог церкви.
Действительно, в 15 веке было принято думать, что душу дьяволу «с наскока» не продашь, и к этой процедуре нужно тщательно готовиться. Следовало заявиться в церковь ранним воскресным утром и отречься там от Бога. Нужно было регулярно молиться дьяволу, следовать определённому образу жизни (диеты, жертвоприношения, произнесение проклятий) и пить кровь младенцев. При этом следовало ясно выражать волю к сделке с дьяволом и озвучивать её условия: богатство, молодость, магия в обмен на утаскивание души в ад через определённое количество лет (зависевших от характера испрошенных благ). При этом сама природа станет противиться подобной сделке — душу человека обуяет огонь страстей, и он будет записан в красную книгу Смерти.
Это интересно
Новости партнеров