На Руси существовало множество самых необычных ритуалов, связанных с вдовами. По большей части все они были обусловлены страхом перед огненным змеем, который являлся женщинам, потерявших своих мужей. Самым опасным чувством для вдов была тоска по усопшему, которой и пользовался нечистый.
Двойственное отношение к покойникам
Как отмечают в издании «Русский фольклор (устное народное творчество)» Юрий Соколов и Владимир Аникин, отношение к покойнику на Руси отличалось двойственностью: с одной стороны умершего остерегались, а с другой – пытались всячески умилостивить. Так, для того, чтобы покойный не вернулся с того света, его клали на лавку ногами к дверям. Нередко гробы выносили из избы через отверстия, проделанные в стенах или крыше для того, чтобы покойник не нашел дороги назад. Вынося гроб из дома, старались не задеть им косяк для того, чтобы не «прикрепить» усопшего к дому.
Некоторые же действия, напротив, совершались будто специально для того, чтобы привлечь усопшего. Например, на окне оставляли сосуд с водой и полотенце в полной уверенности, что покойный захочет умыться. Во время поминок один прибор обязательно ставили для того, кто ушел в мир иной. Тарелку наполняли едой, думая, что умерший присутствует на собственных поминках. Кроме того, как пишет Светлана Адоньева в своей книге «Прагматика фольклора», после похорон всегда топили баню, где готовили белье и полотенце для покойного. Только после того, как усопший вдоволь напарился, в баню заходили и остальные.
Признаки связи вдовы со змеем
Приведенные выше примеры доказывают, что наши предки (отгоняли или привлекали они покойников) не сомневались в присутствии среди живых тех, кто уже лежал в могиле. Между тем умерших мужей вдовам все же предписывалось бояться. Как утверждает автор книги «Русские суеверия» Марина Власова, русские верили в существование так называемых огненных змеев, которые являлись женщинам в образах их усопших супругов. В рассказе, записанном в Поволжье, змей появился у вдовы в облике мужа, и некоторое время они даже жили вместе. Лишь по тому, что лжемуж слишком быстро крестился, а вместо «Богородица» читал «Чудородица», она догадалась, что это нечистый.
О связи вдовы с подобными проявлениями нечистой силы земляки обычно догадывались, даже не видя змея в образе ее умершего мужа. Так, Сергей Максимов в своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» пишет о том, что вдова, связавшаяся с бесом, то делалась беременной, а то живот вдруг исчезал. Она внезапно ощущала такой прилив сил, что могла справляться с самой тяжелой работой, причем за троих. Иногда женщина, потерявшая супруга, вдруг начинала худеть. Она теряла вес так стремительно, что вскоре от нее оставались одна кожа да кости. Соседки же уверяли всех в том, что сам видели, как огненный змей влетел в трубу вдовьего дома.
Способы избавления от нечистого
Понятно, что нечистая сила с легкостью могла заморочить ту женщину, которая страдала от тоски по усопшему мужу. Именно поэтому существовало множество способов для того, чтобы предотвратить тоску по супругу и отпугнуть огненного змея. Так, вдова должна была пройти под гробом супруга для того, чтобы впоследствии не скучать по нему, а значит и не стать жертвой бесовских игр. Также, если верить И. В. Власовой, М. М. Громыко и Т. А. Листовой, авторам издания «Русские: семейный и общественный быт», считалось, что от тоски и покушений нечистой силы, которая в облике покойного мужа посещает безутешную вдову, может защитить пояс, а точнее ошкур от штанов мужа.
Кроме того, как утверждает П. Е. Бардина, автор книги «Быт русских сибиряков Томского края», после похорон вдов заставляли смотреть в печную трубу или подпол. Русские были уверены в том, что подобные действия помогают скорее забыть покойника и оберегают от козней злых сил. По словам Сергея Максимова, некоторых спасали отчитыванием (от блудного беса – по требнику Петра Могилы), другим помогал чертополох. Нередко в дом приглашали и священника для того, чтобы тот отслужил молебен: «пишут во всех углах мелом и дегтем кресты, курят из ручной жаровенки ладанец». Упомянутая ранее вдова из Поволжья попросила у попа охранительную молитву, и змей перестал к ней прилетать.