Французские исследователи рассмотрели картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью алгоритма усиления слоев и обнаружили, что художник пользовался техникой спольверо — на картине продавливались точки по силуэтам со вспомогательного рисунка. Ученые обнаружили следы спольверо на лбу и руках Джоконды, а также им удалось обнаружить заколку над головой девушки — вероятно, от первой версии картины. Статья опубликована в журнале Journal of Cultural Heritage.
Леонардо да Винчи многому научился у живописца и скульптору Андреа Верроккьо — например, технике спольверо: сначала художник прокалывал эскиз на бумажном листе, а затем с помощью угольной краски переносил его на итоговую картину. Таким образом на холсте оказывались небольшие точки, по которым мастер мог ориентироваться при написании картины. Подобные точки встречались в работах еще с 15 века, а сам да Винчи использовал этот метод при написании «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньеры». При этом подтверждений использования спольверо на полотне «Моны Лизы» не находили: в последний раз «Мону Лизу» просвечивали в 2004-2006 годах — тогда обнаружили, что на левой руке Джоконды были перекрашены пальцы, изменялись некоторые детали подлокотника и переплетения вуали на левом плече.
Инженер Паскаль Котте (Pascal Cotte) и сотрудник Университета Пуатье Лайонел Симонот (Lionel Simonot) пристально рассмотрели портрет Джоконды с помощью сверхчувствительной камеры, состоящей из ПЗС-матрицы с тринадцатью светофильтрами — система охватила диапазон света с длиной волны от 380 до 1050 нанометров.
Области на полотне, в которых ученые обнаружили особенности
Pascal Cotte, Lionel Simonot / Journal of Cultural Heritage, 2020
Толщина классических полотен — приблизительно один миллиметр, что вполне проницаемо светом, однако слишком много факторов (материалы красок и закрепителя, старение полотна и способ написания) мешают сделать срезы на определенной глубине. Чтобы решить эту проблему, иногда сочетают картинки из двух светофильтров, но Котте уже давно развивает метод усиления слоев, в котором алгоритм перебирает коэффициенты контраста. В итоге исследователи получили большой массив изображений, который преобразовали в видео: особенности изображения в итоге можно рассмотреть с его помощью.
Чтобы удостовериться, что спольверо сложно обнаружить под слоем краски, исследователи сами применили эту технику для написания чисел от 10 до 80. Они прокололи бумагу в нужных местах, а затем прошлись по трафарету угольной краской. На полотне оставались точки, которые покрыли слоем свинцовых белил в смеси с маслом грецкого ореха с толщиной от 100 до 800 микрометров. Через год исследователи измерили толщину слоя (тот осыпался от окисления связующих компонентов и текучести). Визуально точки на рисунках с толщиной слоя более тридцати микрометров обнаружить не удавалось.
Тестовое полотно, о существовании точек от спольверо на котором знали заранее, испытали различными проникающими методами: ИК-камерой Осирис (с ее помощью были видны точки на глубине до 180 микрометров включительно), мультриспектральной камерой с фильтром на 1000 нанометров (по распознаванию продвинулась не дальше Осириса), однако с помощью метода усиления света получилось заметить точки даже на глубине в 360 микрометров.
Проглядев с помощью своего метода «Мону Лизу», исследователи обнаружили угольные точки на светлых участках — на лбу Джоконды и ее руках. Спольверо на лбу указывает на небольшие изменения в положении головы Моны Лизы, а на руках — неизменную границу между ними (авторы упомянули и другие места на полотне с точками, однако контрастность их слишком мала). При этом авторы обнаружили некую фигуру около головы Джоконды, которая, возможно, могла быть заколкой на голове девушки из предыдущей версии портрета.
Картина «Мона Лиза» привлекает не только искусствоведов, но и медиков. Два года назад американские ученые обнаружили у Джоконды признаки недостаточности щитовидной железы — вероятно, картина писалась после недавней беременности девушки.