Казаки-многоженцы и воеводы-бабники. Почему и где на Руси с удовольствием женились на преступницах, колодницах и убийцах.
В Сибирь шли не только за землёй или бежали от царя. В Сибири ушкуйники, разбойники и казаки искали “вольницу” — свободу от законов и правил. Жить хотели без указки царя, “немца” или священника. Поэтому немудрено, что иногда казаки впадали в крайность: то начинали грабить всех без разбору, а то — обзаводиться целыми гаремами и вести жизнь сибаритов.
Сибирские гаремы стали явлением удивительным, так как женщин в Сибири постоянно не хватало. Край был далёкий, суровый, с то и дело случавшимся голодом, с грозными набегами местных племён. Жён с собой казаки не брали, оставляя их в родных поселениях, а на месте женились на здешних женщинах — их брали силой или покупали. Поскольку ни купцы, ни охотники, ни казаки во времена освоения Сибири на месте не сидели, вскоре у самых удачливых были целые гаремы: в каждом из острогов и городков у них было по жене, а то и по две. В те годы это так и называлось — “сибирский брак”.
Женщин крали, продавали и сдавали в аренду
В XVII–XVIII веках в Сибири процветало настоящее женское рабство. Купцы и казаки лаской и обманом сманивали крестьянок в Сибирь, где обещали жениться на них или найти им богатого мужа, но на месте обращали в невольниц и продавали другим казакам или даже сдавали в аренду на длительное время.
Судьба женщин, оказавшихся в суровом крае без заступника, была печальна. Часто они были сами вынуждены продаваться, чтобы выжить. Бывало и так, что из-за нужды или голода мужчины-сибиряки сами продавали или закладывали своих сестёр, племянниц и даже жён и дочерей.
Был распространённым и возмутительный обычай, согласно которому уходивший в поход казак оставлял свою жену “в пользование” знакомому с договором, что по возвращении тот вернёт казаку жену. Взамен ловкий казак получал 10–20 рублей, которые тратил на экипировку.
Колодницы для сибиряков
Вы наверняка не раз слышали, что у европейских монархов были целые программы по увеличению количества поселенцев в колониях. Например, для заселения Канады король Франции посылал через Атлантику “девушек короля” — будущих жён для колонистов. Была подобная “программа” и на Руси, правда, она имела свои особенности.
Например, в 1630 году царь Михаил Фёдорович отправил в Сибирь казакам “подарочек”: 150 “развратных девок”, набранных по тюремным острогам в Устюге, Сольвычегодске и в Тотьме.
В XVIII веке этот обычай продолжился. Например, в 1759 году “на сибирскую линию” в Омск была выслана большая партия женщин-колодниц. Их было велено набрать в тюрьме города Тары Тобольской губернии. Предписывалось, чтобы тарский воевода лично осмотрел претенденток и отобрал только годных к замужеству.
Всего в Омск в том году было послано 77 женщин. Претенденткам было от 19 до 40 лет, большая их часть была преступницами: 24 женщины убили мужей, 10 — детей, одна — отца, одна была сослана “за блуд с отцом”, а остальные — за кражи, поджоги помещичьих усадеб, побеги и наведение порчи.
Будущие жёны сибирских колонистов были отправлены омскому бригадиру Фрауендорфу на дощаниках по Иртышу. Бригадир должен был их распределить по поселениям и ни в коем случае не дозволять жениться на них военным.
Из Омска шли пешком, дорога была тяжелейшей. Многие женщины тащили на себе грудных младенцев, другие были уже беременные, третьи заболевали в дороге от тяжести путешествия.
Казаки оказались чрезвычайно довольны, и к бригадиру вскоре полетели прошения. Одно из таких посланий приводит в своих статьях этнограф XIX века Серафим Шашков:
— Понеже я нижайший из ссыльных девку Лизу сговорил добровольно за себя в замужество, токмо без дозволения вашего превосходительства того учинить не могу. Того ради всепокорнейше прошу дозволить мне, нижайшему, на показанной девке ссыльной бракосочетание дать.
Квазигаремы сибиряков
Кажется, при женитьбе на русской женщине казаки должны были оставлять свои инородные квазигаремы. Но чаще всего этого не происходило. Обвенчавшись с русской женщиной, они предпочитали проводить время с ней, но инородных жён не оставляли и продолжали с ними сожительствовать.
Бывало так, что у одного купца были русская венчанная жена в Тобольске и инородные жёны — в Кузнецке, Енисейске, Селенгинске и Охотске.
Бывало и так, что венчались несколько раз подряд. Такими венчаниями “прославились” якутские священники. Например, в 1752 году в железинском остроге некий солдат Гуляний венчался с девкой Ульяной, а после “ушёл с полком из Сибири”. Ульяна родила сына, и через три года её насильно, напоив, обвенчали с канониром Еркиным. Причём инициатором венчания стал благочинный, то есть священник, который до этого заявил Ульяне, что муж её-де помер.
В конце концов бедная Ульяна сбежала от побоев Еркина и добралась до Барнаульского военного завода, откуда её отправили к настоящему мужу.
А в 1790 году в Омске некая солдатка Маремьяна Киргинцева, пользуясь отсутствием мужа, венчалась с казаком Федотовым, но вскоре сбежала от него, так как новый муж привязывал её к лесине и порол “до мяса”, и была отдана на попечение свёкру.
В Томске священник Кастагаев обвенчал солдата Замятина “с девкой Валгусовой”, хотя первая жена Замятина была жива, но тоже вышла замуж за крестьянина Нагибина, который, в свою очередь, отдал свою первую жену за кузнеца Елисея.
Примечательно, что к таким проступкам в Сибири относились без строгости. Солдата Замятина обязали не видеться со второй женой, а жить с первой. Но служивый поступил по-своему — прогнал первую жену, вызволил из темницы вторую и увёз её с собой в Ямышевскую крепость.
Браки по похоти и по нужде
Случались в Сибири и близкородственные браки. Самым распространённым было снохачество. Если женатому мужчине было неудобно на глазах у всех заводить любовницу, то он женил на ней своего семилетнего сына и сожительствовал одновременно с женой и со снохой, обрекая этим своего сына на такой же грех. Мальчик вырастал, его “жена” к этому времени становилась старой, расторгнуть церковный брак было невозможно, и ему оставалось только заводить любовницу.
Некоторые колонисты, заселившие горные ущелья Алтая и известные как “каменщики”, вообще не имели доступа к посторонним женщинам и были вынуждены жениться на близких родственницах — сёстрах и племянницах.
Нашествие насильников-десятильников
Вдали от церковных и светских властей сластолюбцами быстро становились и местные властители. По всей Сибири стал распространяться обычай предоставлять женщин “в дороге” проезжему начальству. Где женщин для утех не предоставляли добровольно, там их брали силой.
Например, в Томске боярский сын Бубенков затащил к себе сестру казака Вершинина и пять дней насиловал её, а потом прогнал. В 1727 году в деревне Атаманово священник Осип изнасиловал вдову, а когда она пожаловалась на него, выпорол, затащив в дом к знакомому крестьянину.
Митрополит Филофей жаловался императору Петру I, что служилые люди сманивают с собой в дорогу девушек и насилуют их вдали от жилья, а родителей угрозами заставляют молчать.
Но настоящее нашествие насильников произошло в XVIII веке, когда по городам Сибири из Тобольска были с ревизиями разосланы десятильники — сборщики налогов. Они в открытую требовали себе женщин и девиц “для увеселения плоти”, а если женщины их не устраивали, то “девок разболокали нагих и груди давили до крови и всякое ругательство чинили” или же отдавали преступникам для потехи. Этот разврат был прекращён лишь после царского указа, который повелевал десятильникам жениться на совращённых девушках.
Женщины “для козней”
В одно время нравственность сибиряков пытались блюсти церковные власти, они же и пороли сластолюбцев. Но вскоре надзор перешёл к светским властям, и эротоманов стали штрафовать. Штраф при Петре I составлял 2 рубля 50 копеек. Это были огромные деньги: в 1718 году за рубль можно было купить восемь овец. За год в одном Тобольске штрафов набегало до 200 рублей. Но лучше не становилось в первую очередь потому, что сибирские воеводы сами нарушали законы нравственности. Они содержали гаремы и продавали девиц инородцам и казакам. Воеводские люди женщин покупали, брали в плен, уводили от родителей силой и воровали. С целью наживы и “для козней” воеводы содержали и бордели. Например, воевода города Енисейска Голохвастов (XVII век) продавал женщин “на блуд”, причём имел с них по 100 рублей и больше, а кроме того, требовал от них быть шпионками и лжесвидетельствовать против купцов и промышленников.
К XX веку распущенность привела к широкому распространению сифилиса и других половых инфекций среди населения Сибири, это поставило на грань вымирания некоторые коренные народы.