Загадка Древнего Египта — Храмовый комплекс богини Хатхор в Дендере и Сириус

ГлавнаяFasion Олег Олимский

В предыдущей работе Сириус. По образу и подобию писал о том, что многие древние культуры придавали особое значение звезде Сириус.

Обратимся к цивилизации Древнего Египта. Тени небесных светил тысячи лет правили в дельте Нила, предопределяя кровопролитные сражения и рождение архитектурных чудес света. Это относится как к пирамидам Нижнего Египта, так и к величественным храмам Верхнего.

Древние египтяне верили, что космический порядок оказывает влияние на земной мир, и особенно на имевшие огромное значение ежегодные разливы Нила, начинавшиеся в конце июня и заканчивавшиеся в сентябре. Это природное явление вызывало благоговение у жителей Египта. Это было ежегодное чудо, обеспечивавшее урожай и дававшее жизнь всей стране. Разлив Нила и восход Сириуса отождествлялся с Исидой, а также с богиней Собдет (греческое – Сотис). Исида плачет по убитому Осирису, воплощавшему собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть. Слезы богини попадают в Нил и, переполняя его, вызывают наводнение. «Исида, Сопдет – Великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов».

Еще при начале развития цивилизации в Египте было замечено, что в конце марта (по нынешнему времяисчислению) звезды созвездия Орион и Сириус после захода солнца исчезают за западным горизонтом и длительное время (около трех месяцев) остаются невидимыми, а затем появляются над восточным горизонтом в конце июня – начале июля, как раз с началом подъема воды в Ниле. Этот первый предрассветный восход Сириуса называют гелиакическим восходом звезды.

В конце июня над восточным горизонтом появлялся Сириус. Этот момент также совпадал с днем летнего солнцестояния, когда солнце в Северном полушарии поднимается на максимальную высоту.  Гелиакический восход Сириуса, разлив Нила, день летнего солнцестояния, стали  серьезным основанием для празднования Нового года, который также носил название “Рождения Ра”, бога солнца древних египтян.

Бо­гиня Хат­хор, про­ис­хожде­ние ко­торой ухо­дит кор­ня­ми в глу­бокую древ­ность, за­нима­ет вид­ное мес­то в еги­пет­ском пан­те­оне. Эта ве­ликая бо­гиня счи­талась за­щит­ни­цей влюб­ленных и тан­цо­ров, пок­ро­витель­ни­цей кра­соты и сек­су­аль­нос­ти.

В бук­валь­ном пе­рево­де ее имя оз­на­ча­ет “Дом Го­ра” (Хат-Хор) и в этой сво­ей ипос­та­си она счи­талась бо­жес­твен­ной кор­ми­лицей, предположительно, ма­терью пра­вяще­го Го­ра-ца­ря. Хат­хор бы­ла тес­но свя­зана с бо­гиней Иси­дой, же­ной Оси­риса и ма­терью Го­ра. Эта связь бы­ла нас­толь­ко тес­ной, что в эпо­ху Пто­леме­ев их име­на ли­бо объ­еди­нялись, ли­бо бы­ли вза­имо­заме­ня­емы­ми, о чем сви­детель­ству­ет од­на из над­пи­сей в Ден­де­ре, от­но­сяща­яся к Хат­хор: «Прек­расная, ко­торая по­яв­ля­ет­ся в не­бе, ис­ти­на, ко­торая уп­равля­ет ми­ром во гла­ве сол­нечной лод­ки, Иси­да Ве­ликая, мать бо­гов».

Во вре­мена Древ­не­го Царс­тва куль­то­вый центр Хатхор был ос­но­ван в Ден­де­ре (Дандара).
Дандара (араб.: دندرة‎ Dandarah; др.-греч. Τεντύρα) — небольшой город на западном берегу Нила, в  5 километрах от Кены на противоположном берегу. Город располагается в 60 км от Луксора.

Между Абидосом и Луксором, рядом с административным центром провинции Кена (Qena), расположен город Дендера (Dandara), главное место культа богини любви Хатхор. Бывший когда-то центром столицы шестого округа Верхнего Египта, этот храм сегодня стоит в уединении на краю пустыни, обнесённый стеной из кирпича-сырца.

Храм Хатхор — один из известных на территории комплекса и наиболее сохранившихся в Верхнем Египте. Храм Хат­хор в том ви­де, в ка­ком он пред­ста­ет пе­ред на­ми се­год­ня, был ос­но­ван Пто­леме­ем XII якобы в 54 го­ду до н. э., а за­тем пе­рес­тро­ен в рим­скую эпо­ху. Также по утверждениям археологов дос­то­вер­но из­вес­тно, что на этом мес­те еще рань­ше сто­ял храм, пос­тро­ен­ный при фа­ра­оне Тутмо­се III (якобы 1450 го­да до н. э.). Кро­ме то­го, над­пись на од­ной из стен в Ден­де­ре упо­мина­ет о фа­ра­оне Шес­той ди­нас­тии Пе­пи I (око­ло 2350 го­да до н. э.), что ука­зыва­ет на бо­лее древ­нее про­ис­хожде­ние хра­ма. Над­пи­си в од­ной из крипт так­же рас­ска­зыва­ют о вре­менах ле­ген­дарных Шем­су-Гор, или “Пос­ле­дова­телей Го­ра”. Многие егип­то­логи от­ри­ца­ют их су­щес­тво­вание и на­зыва­ют их ми­фичес­ки­ми пред­ка­ми. Од­нако, одна из над­пи­сей со­об­ща­ет, как ори­гиналь­ный про­ект хра­ма был на­рисо­ван са­мими Шем­су-Гор и уве­кове­чен на сте­нах хра­ма фа­ра­оном Пе­пи I: «Царь Тут­мос III при­казал пос­тро­ить это зда­ние в па­мять о сво­ей ма­тери, бо­гине Хат­хор, Гос­по­же Ден­де­ры, Оке Сол­нца, Не­бес­ной Ца­рице Бо­гов. План был найден в Дендере на рисунке из кожаного свитка времен Шемсу-Гора. Он так­же был най­ден на внут­ренней сте­не из кир­пи­чей в юж­ной час­ти хра­ма в царс­тво­вание фа­ра­она Пе­пи». (Heinrich Brugsch, 1891, Thesaurus Inscriptionum Aegyptiacarum, стр. 189, ци­тиру­ет­ся Lockyer, цит. про­из­ве­дение, стр. 204-205).

Проведем небольшой экскурс по территории храмового комплекса.


Храм Хатхор возвышается в центре комплекса.
Северный вход имеет вид огромных ворот и высоких кирпичных стен. Посвятительные надписи сообщают, что ворота построены по указанию древне-римского императора Домициана, а стены сложены по указанию императора Траяна.
Дорога через римские ворота

ведет в гипостильный зал, на фасаде которого выделяются массивные капители, украшенные головой богини с коровьими ушами.
Внешний вид Главного храма со стороны его главного входа.

Главный храм состоит из двух частей разного размера, первая часть – Гипостильный зал значительно выше и шире второй части храма, но по длине первая часть занимает небольшую часть всего храма.

В Главном храме 24 монументальные колонны подпирают своды потолка.

Гипостиль на рисунках XIX века. Лица на хатхорических капителях изувечены вероятно еще ранними христианами-иконоборцами.


Roberts_Dendera_1838


Litographie_Wien_1857

На потолке над центральным проходом изображен ряд летящих грифов и крылатых дисков, которые отделяют левую часть потолка, представляющую южную сторону неба, от правой, посвященной ночи.


Прорисовка хатхорической колонны и астрономического потолка гипостильного зала из Description de l’Egypte.

Широкая центральная дорога для процессий ведёт через залы с жертвенными столами и ковчегами родственных богов к главному Святилищу (Великому Месту, как его называли египтяне), окружённому одиннадцатью камерами.

На настенных узорах, частично уничтоженных во времена христианства, изображены ритуальные сцены в честь богини Хатхор. Самые красивые рельефы можно увидеть в криптах, секретной системе ходов, на стенах которой сохранились культовые сцены.

 

Во время празднования Нового года Хатхор отправлялась в свое брачное путешествие в Эдфу. Новогодняя процессия выходила из часовни Хатхор, откуда и сейчас можно подняться по лестнице в небольшое помещение с рельефными изображениями Хатхор, Маат и Исиды.

 

Тайные комнаты (крипты) были непременным атрибутом почти всех позднеегипетских храмов. Рельефы этой крипты выполнены на полосе более качественного камня, чем использован в основной части храма, что позволило мастерам вырезать более тонкие детали.

Рельеф на потолке: считается, что богиня неба Нут рождает солнце, сияющее над головой Хатхор.
В так называемом «Месте чистоты» или часовне Нового года совершались обряды, предшествующие церемонии воссоединения Хатхор с солнечным диском, которая проводилась на крыше храма.
 

Потолок западной молельни.
 

Центральная часть потолка восточной молельни. Слева видна часть гипсовой копии знаменитого Дендерского зодиакального круга. Оригинал зодиака вывезен во Францию в 1820 году и сейчас хранится в Лувре.
 


Рельефы из Дендеры попали в центр внимания европейцев сразу после экспедиции Наполеона и подробных прорисовок в Description de l’Egypte.

На стенах лестниц изображена новогодняя процессия, во время которой статую Хатхор в открытом ковчеге выносили наверх, где она ждала рассвета. Лучи солнца, касаясь статуи, оживляли Ба (душу) Хатхор для нового годового цикла.

Выход на крышу по прямой лестнице.
Слева – солнечный киоск, справа – вход в восточную молельню.

Киоск, в котором справлялись ритуалы встречи богини Хатхор с солнечным диском.

Храм окружают различные здания, которые сейчас по большей части разрушены.
Вид с крыши храма Хатхор на прилегающую территорию. На переднем плане – «Дом рождения» Нектанеба, за ним – коптская базилика, у ограды – римский «Дом рождения».
«Дом рождения» или «Маммиси», в котором царь почитался как Хор (Гор) – божественный владыка.

С крыши храма Хатхор хорошо виден весь комплекс в целом.

По­зади глав­но­го хра­ма на­ходит­ся от­дель­но сто­ящий храм по­мень­ше, у ко­торо­го име­ет­ся свой мо­нумен­таль­ный вход в вос­точной час­ти внеш­ней сте­ны ком­плек­са. Это то­же сво­его ро­да мам­ми­си, но осо­бен­ный: он счи­та­ет­ся мес­том рож­де­ния Иси­ды и по­это­му из­вестен как храм Иси­ды.

Южная стена Храма Хатхор.

Вид на Храм Исиды.

Более подробно хотел бы остановиться именно на храме, посвященном Исиде в грандиозном храмовом комплексе Хатхор и определить, какие небесные объекты повлияли на строительство, ориентировку этого сооружения.

Источник

Это интересно


Новости партнеров