Это храм Спаса Вседержителя в монастыре Высокие Дечаны в Сербии. В начале 1964 года его посетил студент Югославской художественной академии Александр Паунович.
Его интересовали византийские фрески XIV века. Для их съёмки студент использовал фотоаппарат с телеобъективом. По возвращении домой он проявил отснятые плёнки, отпечатал фотографии, достал увеличительное стекло и начал неторопливо рассматривать снимки.
Взяв в руки одну из фотографий, ту, на которой была снята фрески «Распятие», Паунович от удивления чуть было не выронил из рук лупу. То, что он увидел, было невероятным, немыслимым, совершенно не укладывалось в голове!
“Распятие” Фреска храма Спаса Вседержителя в Дечанском монастыре. XIV век
Сложив фотографии в папку, он немедленно оделся и отправился в редакцию популярного югославского журнала «Свет» (в переводе с сербского это означает «мир», «вселенная»). Редактор, поглядев на снимки, понял, что перед ним – самая настоящая «информационная бомба»…
Вспомним, что начало 60-х годов – время особое. Самой главной, самой модной, самой передовой темой в те годы был космос и космические полёты. А что же было изображено на древней фреске?
Позы у ангелов, летающих в небесах, очень странные – ангелы будто бы закрыли уши руками:
И немудрено – потому что совсем рядом с ними в небе летят… самые настоящие космические аппараты! Реактивные! Один слева, второй справа:
Прекрасно видны шарообразные кабины и вытянутые то ли «антенны», то ли «реактивные струи», делающие эти аппараты ну очень похожими на тот самый первый советский спутник!
Причём святые внутри летательных аппаратов лишены нимбов, то есть это вовсе не святые:
Аппарат слева очевидно догоняет аппарат справа – правый «пилот» даже обернул голову назад и тревожно глядит на своего преследователя. На корпусе аппарата справа хорошо видны «звёздочки», то есть габаритные или посадочные огни. А аппарат слева нарисован как бы в разрезе, фигура «пилота» показана подробно и во всех деталях. Одной рукой пилот будто бы двигает сектор газа, другой держит вертикальную ручку управления. Когда фотографию показали профессиональным лётчикам, те в один голос сказали:
«На картине явно изображены два околоземных летательных аппарата. Скорее всего, один догоняет другой. А может быть, просто шли в паре, один отстал, теперь форсирует двигатель, пристраивается к ведущему».
В Дечанский монастырь хлынули учёные со всего мира. Было получено разрешение взять образцы штукатурки и краски для химического анализа. Тщательный анализ показал – это не подделка, не новейшая мистификация, фрески подлинные, им действительно больше 600 лет!
Специалисты обратили внимание и ещё на одну деталь: на фреске «Воскресение Христа», расположенной сразу же под фреской «Распятие», воскресший Христос изображён на фоне очень странного «кокона» или «капсулы» с треугольными «стабилизаторами» по бокам, чем-то напоминающего нарисованную ребёнком ракету.
Монахи Дечанского монастыря на все расспросы про странные летательные аппараты или пожимали плечами («какая разница, что там изображено»), или говорили, что на фреске нарисованы Солнце и Луна – дескать, по преданию, во время распятия Христа произошло солнечное затмение… Но это объяснение никого не устраивало.
Во-первых, в мире существует множество икон с изображением распятия – сотни тысяч, древних и не очень. Однако ни на одной из них нет изображения солнечного затмения. Ни на одной!
Во-вторых, казнь Христа состоялась перед еврейской пасхой, а этот праздник празднуется в первое весеннее полнолуние, когда солнечного затмения в принципе происходить не может.
В-третьих, схожесть изображений «летательных аппаратов» с Солнцем и Луной ну просто совершенно никакая. Уж если сравнивать с природными явлениями, эти изображения скорее похожи на кометы, чем на Луну и Солнце! Кометы, кстати, средневековые художники рисовали вполне правдоподобно – можно, вспомнить, скажем, изображение кометы на созданном в XI веке знаменитом гобелене из Байё:
На стенах Дечанского монастыря остались автографы художников, делавших росписи – «Лонгин», «Срдж», «золотых дел мастер Кондэ Вук». Кто именно из них был автором фрески «Распятие»? Мы не знаем. Что пытался запечатлеть неизвестный нам мастер? НЛО в небе средневековой Сербии?
Так он его догнал или нет?..
Можно, конечно же, списать всё просто на «фантазию художника». Однако откуда на фреске такое количество мелких деталей, подробностей? Струи от работающих реактивных двигателей. Посадочные или габаритные огоньки на корпусе. Острый нос, характерный для сверхзвуковых самолётов. Положение рук пилота во время управления летательным аппаратом. Стреловидные крылья. Запредельно громкий шум (помните ангелов, зажавших уши руками?). Даже Жюль Верн до этого не додумался – на Луну его герои летали внутри пушечного снаряда… А тут – четырнадцатый век, средневековье!
Загадка Дечанских фресок до сих пор мучает специалистов и просто любителей всего необъяснимого и непонятного. Устраивающего всех объяснения – что же именно изображено на фреске «Распятие» – пока не существует. Всё, что нам известно точно – это то, что фреска была закончена около 1350 года.
Храм Спаса Вседержителя в Дечанах, где находится фреска. Общий вид
Смотрите также
Новости партнеров