Мачу Пикчу вызывает неподдельное восхищение. Расположенный в седловине между двух гор Мачу Пикчу и Уайна Пикчу, он возвышается над долиной р.Вильканота примерно на 800 м. Путь к памятнику лежит по современной зигзагообразной дороге, вырезанной в отвесном склоне горы. Туристический автобус преодолевает подъем примерно за 15 минут. До постройки дороги сюда вел единственный путь через горы по Тропе инков.
Священный город инков известен всем и считается хорошо изученным. Поэтому здесь я не буду заниматься его подробным описанием. Но остановлюсь на двух принципиальных моментах, не укладывающихся в версии официальной науки.
Здесь, также как и в Ольянтайтамбо, очевидно присутствие трех технологий обработки камня. Инкская кладка из “рваного” камня присутствует повсеместно и подавляющее большинство построек выполнены в этой технике, в том числе и оградительные стены с использованием больших, но плохо обработанных валунов (Рис. 1 – 3).
В Мачу Пикчу инкская техника строительства явно более совершенная, чем в Ольянтайтамбо, особенно в так называемой дворцовой части комплекса (Рис. 4 – 6).
В других кварталах она попроще (Рис. 7 и 8).
Но центр Мачу Пикчу, так сказать, его сердце, представлен группой храмовых построек, выполненных в технике циклопической кладки с использованием полигональных блоков и огромных обработанных монолитов. Они концентрируются около высокого скального “останца” (Рис. 9), на котором расположен “камень солнца” или Интиуатана (Рис. 10 и 11).
Этот монолит называют солнечными часами и гиды подробно рассказывают как они ориентированы на различные точки местности и связаны с точками восхода солнца в определенные дни. Монолит Интиуатана выполнен в той же техники “резных валунов”, с которой я познакомился в Ольянтайтамбо. Более того, к нему ведет несколько ступенек, вырезанных в скальной породе в той же технике (Рис. 12).
Возникает вопрос, почему весь остальной подъем к этому месту сделан в виде нормальной лестницы из каменных блоков? А подобные ступени есть еще в паре мест на памятнике и всегда они привязаны к “резным валунам” (Рис. 13, 14).
Уникальная постройка расположена в нижней части храмового района. Это так называемый “Храм солнца”. Полукруглая (единственная в Мачу Пикчу) постройка циклопической кладки, вписанной в материнскую скалу (Рис. 15) и резко выделяющаяся на фоне окружающих зданий (Рис. 16), возведена вокруг “резного валуна”, чье функциональное назначение просто непонятно (Рис. 17).
А прямо под скальным основанием этой башни в гроте расположено еще одно уникальное помещение (Рис. 18).
И опять – резной монолит и фантастическая кладка из фигурных (!) блоков вписанных в скальные складки и уложенных без всякого раствора (Рис. 19). Ощущение такое, что люди работали здесь не с гранитом, а с пластилином.
Ученые называют это место по-разному – “гробницей короля” или “храмом мертвых” или “храмом Пачамамы”(“Матери Земли”). Обозвать памятник можно как угодно, потом название приживается и неискушенный турист начинает принимать название за родное. Но поразило меня другое. Внутри этого скального храма, в самом центре расположен еще один резной монолит (Рис. 20). Но ведь эта конструкция по внешнему виду практически аналогична Интиуатане! Это к вопросу о интерпретациях, вряд ли кто будет утверждать, что солнечные часы помещают в скальные гроты.
“Резные валуны” разбросаны по всем кварталам Мачу Пикчу. Я насчитал их 5. В одном случае такой монолит лежит просто на земле на самой высокой площадке памятника, которую считают наблюдательным пунктом. Этот камень называют алтарем для жертвоприношений (Рис. 21 и 22).
А услужливые гиды объясняют, что кольцо, вырезанное из цельного тела монолита, служило для привязывания жертвы. Вот так все понятно и просто. Непонятно только почему жертвенный алтарь находился не на центральной площади, а на наблюдательной площадке, где несли службу дозорные, следившие за тропой инков (Рис. 23).