Размышление о сексуальности будущего. Что это — очередная статья, полная щенячьего восторга по поводу секса с киборгами, или мрачный прогноз о грядущем киберпанк-одиночестве, разбавленном виртуальными суррогатами? Мой текст — попытка понять, каким образом будут строиться отношения между новейшими технологиями и человеческим желанием. Так что скорее — второе.
Впрочем, я всё-таки хочу порассуждать о чём-то большем, чем антураж для фрикций. Там, где большинство пишет о гаджетах, роботах и симуляции, меня интересует текучесть и изменчивость самих сексуальных вкусов и практик. Именно сексуальность, а не секс, — вот что стоит за технологиями, которые уже разрабатываются или с большой вероятностью возникнут в будущем.
Noli me tangere!
Чтобы понять, как изменится сексуальность, стоит попробовать представить, что будет происходить с людьми и обществом. Даже поверхностный взгляд на реалии конца 2010-х подтверждает уже не новый тезис о том, что XXI век станет веком аллергий, депрессий и многочисленных форм дисфории. Порой складывается ощущение, что для разговора о будущем придётся перво-наперво вооружиться современным справочником психических расстройств. Кого-то, может, и ждёт продление жизни или экзотических удовольствий, но статистически более вероятно, что у среднего гражданина появятся аномальные реакции на привычное, сверхновые фобии, панические атаки, психотические и психосоматические симптомы — или же болезненное недовольство своим телом, полом или идентичностью.
Суть всех этих проблем — попытка сохранить дистанцию по отношению к чужому/другому. Из этого рождается гиперреакция на любой контакт — хоть физический, хоть символический. Уже за последние два десятилетия социальная чувствительность в некоторых обществах выросла настолько, что люди всерьёз заговорили об «объективации взглядом», «визуальном изнасиловании», «сексуальном преследовании через игнорирование». У нас на глазах формируется рынок обиженных и символически задетых, и едва ли не каждая социальная группа хочет выйти на него, чтобы получить свои дивиденды. Современная культура, слишком разборчивая в поиске и защите индивидуальности, способна сделать из людей таких недотрог, что о поездках в метро будут говорить как о нечеловеческом подвиге. Хотя что это я: уже говорят, а точнее — твитят и ноют в аудиосообщениях. Кстати, мода на последние — лучший пример тенденции избегать контакта.
Естественно, на таком фоне любое прямое взаимодействие — это риск, из-за чего тревога лишь усиливается, а вожделение вытесняется. Благодаря этому зреет раскол, который в той или иной степени пройдёт по каждому жителю будущего. С одной стороны, стремление к удовольствию прочно зашито в тело человека. Радикальных изменений здесь не предвидится: как повелела эволюция, очевидными его источниками останутся еда, секс, сон и всё, что чувственно или химически их имитирует. С другой стороны, социальные препоны и всё более доступные технологии — это довольно сильный стимул отказаться от какого-либо реального контакта с другим человеком. За примером далеко ходить не придётся. Хотите представить в общих чертах общество лет через 15–20? Посмотрите на жителей мегаполисов Японии и добавьте к картинке ещё больше зависимости от технологий. Будут вам и отаку, и хикикомори, и о-миаи (договорные браки с помощью сватов), и букет психологических проблем (самоубийства, алкоголизм, переработки, немотивированное насилие среди подростков, депрессии и тому подобное).
Люди частенько выдумывали себе культурные ограничения, идущие вразрез с потребностями тела, но именно в XXI веке чаша весов сильно склонится в сторону одиночества. В прежние эпохи предпочитали грешить — обходными путями шли через символические границы к желанному, а заодно получали дополнительное удовольствие от нарушения запрета. Торжество технологий предлагает другой путь: не контактировать вовсе — или только на своих условиях, через тонко настроенный интерфейс. Хотите нарушать правила? Делайте это в виртуальном мире. В этом суть атомизированного общества: обернуть каждого в гигиеничный пластик, чтобы поменьше проблем доставлял.
Меж тем человеческая сексуальность основана на сложных и порой совершенно неожиданных сочетаниях психологии и телесности. Поэтому и интересно рассмотреть сразу три линии развития будущего. Очевидно, что социальные изменения и технологические инновации в сфере эротики будут нацелены как на область фантазии, так и на стимуляцию тела и мозга — или же будут стремиться их совместить.
Границы фантазии
Есть обоснованное опасение, что человеку грядущего будет всё сложнее возбуждаться из-за экспансии сексуальности в другие сферы жизни и обилия эротизированных образов вокруг. И всё же фантазия умеет приспосабливаться.
Самостоятельное сексуальное удовлетворение известно даже животным, но только у человека оно сопровождается высокой активностью воображения, позволяющего обмануть свой мозг. Поэтому порнография была известна ещё на заре человечества. Впрочем, насчёт древних людей до сих пор ведутся споры: были ли порнухой неолитические Венеры и рисунки с явно выраженными гениталиями, достоверно неизвестно. Но ждать, что в будущем порно исчезнет, крайне наивно.
Порнография будущего сохранит привычную аудиовизуальную форму, а помимо этого продолжит экспансию в виртуальность за счёт технологий погружения (VR и AR) и интеграции VR со стимуляцией тела. Помимо порно, нашу способность возбуждаться от фантазий будут использовать программы для дейтинга и ИИ для эротического общения (по типу «секса по телефону»). Пример того, насколько интересны людям могут быть отношения с запрограммированным на понимание интеллектом, можно увидеть в фильме Спайка Джонза «Она» (2013). Но и в реальности есть примеры: в Японии и Корее широко популярны «виртуальные партнёры» — девушки из аниме, вокалоиды и так далее.
Возможно, сексологам будущего понадобится хорошо разбираться в видеоиграх предшествующих десятилетий, чтобы понимать, какого рода образы сформировали фантазм пациента. Уже сегодня несложно представить себе, как тридцатилетний мужчина вместе с психотерапевтом выясняет, какой персонаж видеоигр заставил его сердце биться быстрее. Была ли это Лара Крофт, Соня Блейд, Нина Уильямс, Сара Керриган, Мона Сакс, Карла Валенти, Морриган, а может, Лиара Т’Сони или Тали? Вы даже не представляете, насколько судьбоносным это может оказаться. Я иронизирую, но лишь в небольшой степени.
А что уж говорить о страстях, кипящих в виртуальных мирах игр от The Sims до 3DXChat и Second Life! В последней люди устраивают через своих аватаров браки, служебные романы, оргии, что влияет и на отношения в реальном мире. И это не фигура речи: одна британка в 2008 году потребовала развода из-за двух измен мужа в игре Second Life, а более ревнивая могла бы и убить (люди ведь уже сегодня бьют и убивают своих благоверных за непоставленный лайк в Фейсбуке или за сердечко какой-нибудь красотке в Инстаграме).
Но флагманом в области фантазии останется порно. Обратим внимание на нюансы, уже ощутимые в трендах. В порно будущего станет больше разнообразия — в том числе из-за прихода в бизнес женщин, а затем и представителей других гендеров и самых разных сексуальных предпочтений. То же самое происходит и в области секс-теха, где женщин уже работает почти столько же, сколько мужчин. Однако стоит учесть, что порноиндустрия, как многие другие клиентоориентированные сферы бизнеса, постепенно переходит на Big Data. Значит, в скором времени популярные тренды будет определять алгоритм, а не люди. Массивы данных используют для двух прямо противоположных задач: и чтобы подстроиться под конкретного клиента, и чтобы придумать наиболее популярные образы для масс.
Это будет актуально при разработке искусственных моделей, которые покажутся привлекательными сразу многим (по крайней мере, до тех пор пока кастомизация не станет дешёвой и лёгкой). Анализ ваших данных заодно позволит программе точнее угадывать ваши эротические триггеры, чтобы на их основе предложить тематическую подборку, которую вы не сможете проигнорировать. И здесь есть любопытный момент: продвинутые алгоритмы однажды совершат фазовый переход. Они перестанут гадать, что вы ищете, и начнут открывать те стороны вашего вкуса, о которых вы, скорее всего, даже не знаете. Big Data уже регулярно удивляют подобными примерами — как в случае с роботом таргетинговой рассылки супермаркета, который безупречно определил беременность у старшеклассницы по её покупкам в первый месяц. Иными словами, для пользователя это будет переход от пассивного получения желаемого к активному исследованию своей сексуальности. Конечно, если хватит смелости. У меня есть подозрение, что, когда это произойдёт, многие попросят кнопку «отключить глубокое исследование меня».
Массовый анализ данных повлияет и на то, какие жанры и актёры будут востребованы. В этом есть специфическая петля: с одной стороны, массовая культура и есть экран, который влияет на людей, подсказывая им, чего желать, а с другой — теперь сами студии будут равняться на то, что подскажет статистика, а не на собственные представления о возбуждающем. Неясно, куда может завести подобный процесс, — особенно учитывая, что уже сегодня заметен сильный дрейф порноиндустрии в сторону экстремальных жанров. Граница приемлемого очень гибкая, так что, может, уже через десяток лет в порно вернутся кринолины, может, в топах окажется секс с голограммами дементоров, а может, порно и вовсе станет столь вездесущим, что выпуск новостей никто не будет смотреть без камшота или сквирта в финале.
Однако не уверен, что цензура — это решение. Запреты прямо влияют на то, о чём люди втайне фантазируют, поэтому общественное осуждение иногда порождает эффект «запретного плода». Помимо этого, обращение к специфическим группам потребителей создаёт и новые формы: например, порно с элементами ASMR (видео, вызывающего приятные мурашки) популярно у слабовидящих. Интересно, окажутся ли в порно будущего востребованы технологии с запахом и вкусом?
Фантазия — важный элемент сексуальности, а для большинства людей главный стимул фантазии — визуальные образы, поэтому широкое распространение дополненной реальности может также повлиять на сексуальные практики. Интересный пример подобного рода недавно был показан в фильме «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва (2017).
Устраняем посредников
Если фантазия влияет на сексуальное возбуждение, то удовольствие — это вотчина тела. А тело работает по своим законам, которые отнюдь не всегда гармонируют с мыслями. Многие уверены, что на тело воздействовать проще. Да, если мы точно знаем его устройство. Такие технологии удовольствия можно разделить на те, что влияют на само тело (от отдельных зон до всего целиком), и те, что выбирают более прямой путь — воздействие на мозг. Всё удовольствие происходит в мозгу, а тело, как ни крути, лишь посредник между внешними стимулами и выработкой нейромедиаторов в центрах мозга. Правда, посредник для нас необходимый.
В отношении тела стратегия развития секс-техники проста и очевидна: гаджеты нового поколения (вибраторы, имитаторы и так далее), дистанционные технологии стимуляции эрогенных зон (теледильдоника, 3D-печать), секс-куклы (с минимальным интеллектуальным оснащением). Практически всё это можно найти и сегодня, завтра изменятся лишь параметры: удобство, доступность, качество ощущений. Самые оптимистичные прогнозы предполагают, что в 2025 году секс на расстоянии будет почти неотличим от обычного, а к 2033-му секс-роботы станут настолько реалистичными, что возникнет рынок продажи собственных копий (в основном — для актёров и актрис порно).
Но человеку свойственно хотеть большего. Поэтому куда более интересные темы для размышления — это химическое воздействие и транскраниальная стимуляция мозга. Химический оргазм, если его удастся лишить всяких побочных эффектов, — довольно интересная возможность. В силу целого ряда биографических, генетических и экологических причин наш мозг, испытывая любое удовольствие, может откровенно зажать выработку «нормального» количества нейромедиаторов, из-за чего мы можем попросту никогда не узнать, на какое наслаждение на самом деле способны. Честно говоря, было бы интересно сравнить. Это очень простой, поэтому многими желанный путь: принял таблетку и получил те же ощущения, ради которых обычно приходится прилагать много усилий. Однако то, что достаётся просто, слишком легко обесценивается или превращается в зависимость. Мозг попросту «сожжёт» дофаминовые рецепторы, и придётся либо повышать дозу, либо устраивать себе воздержание, пока рецепторы не восстановятся. Печально, но благодаря этому мы сохраняем способность интересоваться чём-то новым.
А вот если мы научимся непосредственно создавать чувственный опыт, записывать его и манипулировать им, а также эмулировать опыт других, то перед нами откроются поистине удивительные и одновременно пугающие возможности как в сфере сексуальности, так и в сфере извращений. Есть такой фильм «Странные дни» (1995), снятый по сценарию Джеймса Кэмерона. В нём существует компактная и удобная технология, благодаря которой люди могут пережить чужой опыт — как в записи (безногий смотрит запись пробежки по берегу моря), так и в текущем времени (пара, занимающаяся сексом, может усилить свои ощущения, буквально удвоив их). Однако технология — палка о двух концах. И в мире «Странных дней» есть люди, охочие до записей чужой смерти, насильники, заставляющие жертву переживать свой опыт глазами нападающего, и серийные маньяки, создающие записи истязаний и убийств.
На самом деле мы очень далеки от подобных технологий из-за сложностей с картированием мозга: неясно, какой именно нейрон хранит то или иное ощущение. Электромагнитные и химические стимулы, доступные учёным, пока напоминают слона в посудной лавке, чьи телодвижения в лучшем случае будут похожи на недетский bad trip. Поэтому более или менее перспективная альтернатива — подача чужого опыта по стандартным сенсорным каналам. Например, можно передать в
Смотрите также
Новости партнеров