Вразумительных объяснений тому, как строились гигантские пирамиды, возводились величественные храмы и статуи, всё ещё нет. По всему выходит, что люди, жившие в долине Нила 4–6 тыс. лет назад, обладали фантастическими инженерными и строительными технологиями. За короткий срок они смогли совершить небывалый рывок, возведя знаменитые пирамиды (пирамида Хеопса удерживала титул самого высокого сооружения мира свыше 3 тыс. лет!) и показав невиданное мастерство в обработке твёрдых материалов. А затем все эти технологии, все уникальные навыки древних египтян стремительно и необъяснимо исчезли.
Перечислим лишь некоторые из загадок Древнего Египта.
Обработка саркофагов
Большинство памятников археологии Древнего Египта так или иначе связаны с погребальным культом. Лучше всего сохранились те из них, что создавались с использованием прочных и долговечных материалов (чем дольше «прослужит» умершему египтянину его заупокойный инвентарь, тем лучше будет ему на том свете).
Наиболее распространённый такой материал — камень. К примеру, некоторые египетские саркофаги изготавливались даже из гранита. Да и не только саркофаги, но и различные элементы строений. Многие отшлифованы с невероятным мастерством. А как можно обработать гранит, выдолбив из него погребальный короб и не имея при этом современного машинного оборудования и технологий, — совершенно непонятно.
Колоссы Мемнона
На западном берегу Нила, напротив Луксора, расположены две сидящие статуи. Они были созданы во время правления Аменхотепа III. Считается, что статуи изображают самого фараона, сидящего на входе в свой поминальный храм. Это очередная дань культу мёртвых — сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии.
Сегодня у этих гигантских фигур почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают. А технология изготовления неясна. Колоссы Мемнона сделаны из сверхпрочного кварцита, в высоту они достигают 18 метров, вес каждой статуи — 750 тонн. Статуи покоятся на кварцитовом пьедестале весом в 500 тонн! Можно лишь выдвигать гипотезы, как доставлялись к месту строительства огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, который добывали в каменоломнях близ современного Каира. Ведь тем, кто перемещал эти блоки, нужно было преодолеть расстояние в 670 км! А приспособления для транспортировки должны были выдержать вес 500 тонн.
Статуя Рамсеса II
На западном берегу Нила, напротив древнего города Фивы, находится поминальный храм фараона Рамсеса II (жил в ХIII в. до нашей эры) — Рамессеум. Он лежит в руинах, но и по развалинам видно, каким грандиозным было это сооружение.
Статуи и храмовые постройки Рамессеума созданы в основном из мягкого известняка, что не представляет особой технологической сложности. Но там есть кое-что действительно интересное. Во дворе поминального храма лежат обломки (верхняя часть) статуи Рамсеса II. По расчётам учёных, скульптура достигала высоты 18 метров и весила 1000 тонн. Вес пьедестала, на котором она когда-то стояла, составлял 750 тонн. Но главное — статуя сделана из цельного куска розового гранита. Гигантские размеры и высочайшее мастерство исполнения никак не вяжутся с технологическими возможностями людей того времени.
Хрустальные глаза
Статуи Древнего Египта хранят ещё одну тайну. Некоторые из изваяний, сделанных, к примеру, из известняка или даже дерева, имеют в качестве глаз вставки из хрусталя. Их, правда, найдено совсем немного, но качество этих линз настолько высокое, что поневоле задумаешься: как можно добиться его, не имея шлифовального станка?
Примечательно, что, подобно глазам живого человека, хрустальные глаза древнеегипетских статуй способны менять свой оттенок в зависимости от угла освещения. Например, глаза деревянного изваяния фараона Хора выглядят то голубыми, то серыми и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки. Профессор Джей Энох из университета Беркли в своём исследовании показал, насколько близки эти стеклянные муляжи к форме и оптическим свойствам реального человеческого глаза.
Наибольшего мастерства в обработке линз египтяне достигли к 2500 г. до н. э. После этого технология на 700 лет исчезла. Затем возродилась, но спустя какое-то время была утрачена навсегда. В дальнейшем египтяне просто рисовали глаза статуй краской.
Блоки для пирамид
Пирамиды — визитная карточка Египта. Глядя на них, любой из нас в первую очередь думает: как это можно было построить более 4 тыс. лет назад?!
У историков есть множество гипотез, большая их часть исходит из того, что известняковые блоки вырубались в карьерах с помощью зубил или медных кирок. Правда, к настоящему моменту достоверных находок таких инструментов не было.
Но в таком случае ещё труднее ответить на вопрос: а как заготавливали и доставляли к месту строительства блоки из более тяжёлых и твёрдых пород — гранита, базальта, кварцита?
Установлено, что большинство гранитных блоков сделаны в каменоломнях близ современного города Асуана. Их извлекали из скального массива. И это был поистине титанический труд. Сначала вокруг будущего блока продалбливали паз с очень ровной стенкой. Верх заготовки выравнивали каким-то инструментом, который оставлял на граните ровные выемки. Но как древние строители извлекали заготовленный блок из массива, невозможно представить. Какие-либо инструменты, которые помогли бы это понять, в распоряжении учёных, как уже было сказано, отсутствуют.
Шлифовка и резьба
Пирамида Джедкара до наших дней не сохранилась. Но рядом с ней есть фрагменты пола, сделанного из блоков известняка. Блоки тщательно притёрты друг к другу, а плоскость пола хорошо выровнена после укладки и отшлифована. Как можно было добиться этого, не имея станков по обработке камня?
При посещении многих монументальных сооружений Древнего Египта приходится удивляться качеству обработки строительного материала. Так, у пирамиды Менкаура стены выровнены неизвестным инструментом. В Абусире есть храмовый комплекс, где лежат огромные гранитные блоки, имеющие выступы-шипы. Качество шлифовки граней и самих шипов поражает. Они совершенно ровные!
У храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри изумительное качество обработки деталей фасада. А кроме того, имеются просверленные отверстия. Ещё более загадочные отверстия можно увидеть в храме Сахура, расположенном в уже упомянутом Абусире. Дело в том, что в них прорезана резьба — круговые риски идут с одинаковым шагом. Такое отверстие можно проделать, например, трубчатым сверлом с применением особого порошка и подачей воды. А вращать инструмент придётся при помощи ременного привода от маховика.
Смотрите также
Новости партнеров