Для большинства наших современников брак между близкими родственниками — совершеннейшее табу, а вот в Древнем Египте кровосмесительные связи фараонов, похоже, считались не только допустимыми, но почти обязательными. Среди египтологов до сих пор нет единого мнения: соответствует ли это утверждение действительности или порождено ошибками перевода?
Исчезнувшая цивилизация Египта оставила после себя массу артефактов: памятников архитектуры, произведений живописи и монументального искусства, мумифицированных тел людей и животных, множество иероглифических текстов на камне и свитках папируса.
Трудности перевода
Гости на свадебном банкете. Роспись из гробницы Нахта в Долине Царей. Ок. 1350 г. до н.э.
Египетские иероглифы появились в IV тысячелетии до нашей эры и использовались на протяжении 3500 лет. Система письма была настолько сложной, что исследования долгое время не давали результатов. Лишь в 1822 году, через два десятилетия после открытия Розеттского камня, содержавшего текст, дублированный на трёх языках, Франсуа Шампольон подобрал ключ к расшифровке египетской иероглифографии. Тем не менее чтение каждого нового текста
Требовало кропотливой работы и не всегда давало однозначные результаты.
Начав заниматься переводом многочисленных записей в усыпальницах, на монументах и барельефах, египтологи с удивлением обнаружили, что в жизнеописаниях разных фараонов термин «сестра» часто встречается там, где по смыслу полагается быть термину «жена». Продолжив исследования, учёные узнали, что мать фараона Хеопса и жена основателя IV династии правителей Египта Снофру была последнему родной сестрой. Фараон Хафра, сын Хеопса, был женат на Мересанх III, внучке Хеопса. Фараон V династии Неферефра, как и Снофру, женился на родной сестре. Супруга же фараона Хасехемуи, вообще, приходилась ему родной дочерью.
Быть может, близкородственные термины употреблялись хронистами в переносном смысле, чтоб подчеркнуть трепетное отношение к избраннице, то, что родство с ней возводилось в разряд кровного? У египтян действительно были в ходу определения вроде «сестра моего сердца», но, согласитесь, это никак не объясняет женитьбы на собственной дочери.
Брак по-братски
Вельможа Инхеркау с женой. Гробница Инхеркау. 1140 г. до н.э.
Чтоб разобраться с этим вопросом, стоит подробнее взглянуть на отношение древних египтян к сексу вообще и к супружеству — в частности. Большинство браков являлись моногамными. Привилегией иметь нескольких законных жён обладали фараоны, причём в этом египетском гареме роль «любимой жены», как правило, исполняла близкая родственница. Нужно отметить, что упоминания о двух или трёх благоверных у людей невысокого происхождения тоже встречаются, хотя и нечасто. Похоже, число жён регламентировалось не статьями закона, а решением членов конкретной семейной ячейки. Супружеские измены, видимо, большим грехом не считались, а незаконнорожденные дети не определялись во «второй сорт».
Отношение к сексу у жителей Египта тоже было весьма свободным. Их мифы изобилуют всеми видами плотской любви. Активную половую жизнь египтяне собирались вести и после смерти, поэтому прикрепляли искусственные пенисы к мужским мумиям и соски — к женским.
Исследователи не смогли обнаружить упоминаний о каких-то особых свадебных ритуалах, женщина просто переходила в дом мужа и становилась замужней. Широкое распространение имела практика заключения пробных браков на год.
Юридически мужчины и женщины были практически равны. Составляемый брачный контракт оговаривал, что из имущества останется женщине и детям в случае развода, мужчина же был обязан выплачивать бывшей «алименты». Развод, кстати, тоже могла инициировать женщина.
Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке костяного ларца из гробницы Тутанхамона
Стоит оговорить и ещё одно очень важное обстоятельство (возможно, здесь кроется секрет тяги фараонов к женитьбе на дочерях и сёстрах): именно по женской линии велась родословная и именно дочери считались законными наследниками семейного имущества. Ведь если в отцовстве можно было и усомниться, то материнство никаких сомнений не вызывало.
Между тем государством управляли мужчины и делегировать своё право женщинам не собирались. Возникала досадная закавыка, к решению которой фараоны подошли оригинально. Они легитимировали своё право на престол через женщин. Женившись на сестре или дочери, они упрочивали своё царское положение и гарантировали все законные права своим будущим детям.
Звучит как бред, но не для фараонов. Тем более что подобная идея красной нитью проходит и сквозь египетские мифологемы. Так, два чрезвычайно значимых божества — Осирис и Сет, будучи братьями, женятся на своих сёстрах — Исиде и Нефтиде, причём считается, что близнецы Осирис и Исида полюбили друг друга ещё в чреве своей матери Нут. Позже они стали первыми царями Египта, заложив фундамент неестественной брачной традиции. Отныне фараоны заключали брак с сёстрами по примеру богов, а значит, по высшей божественной воле.
Сам себе дедушка
Ещё одним предположением части египтологов было то, что «любимые жены» фараонов, как правило, сёстры и часто старшие, были лишь «парадными генералами», нужными для соблюдения обычая, а здоровых детишек египетским монархам рожали прочие супруги и наложницы, не связанные с «наместником бога» узами кровного родства.
Однако эту идею опровергают генетические исследования мумифицированных останков древних правителей Египта. Одним из объектов таких изысканий стала мумия Тутанхамона, последнего представителя XVIII династии Нового царства, жившего больше 3000 лет назад. Его великолепно сохранившаяся гробница была найдена археологом Говардом Картером в 1922 году. Захоронение, кроме саркофага с мумией и великолепной золотой маской, содержало множество произведений искусства и предметов быта. Открытие стало настоящей сенсацией и предоставило потрясающие возможности для самых разных исследований.
Тутанхамон, изначально звавшийся Тутанхатоном, был сыном Эхнатона, десятого фараона XVIII династии, и одной из его родных сестёр. Эхнатона знают как реформатора, попытавшегося совершить переворот в религиозной практике Египта, введя монотеизм, и сделав верховным божеством страны бога Атона. После смерти фараона-бунтаря трон дважды переходил из рук в руки, пока не достался десятилетнему Тутанхамону. При царствовании мальчика реформы его отца были аннулированы, Амон вернулся на вершину пантеона, а сам Тутанхатон («Живое воплощение Атона») стал воплощением Амона.
Мальчика женили на Анхесенамон, дочери его отца и знаменитой Нефертити. Со временем у супружеской четы родились две мёртвые дочери. Их мумии обнаружены в могильнике Тутанхамона. Сам Тутанхамон умер в возрасте 19 лет. Предполагая причины его смерти, египтологи не пришли к однозначному выводу.
В 2010 году были обнародованы результаты ДНК-исследований мумии Тутанхамона и найденных останков его родственников. Уровень современной медицины даёт возможности сделать вывод: родители 19-летнего фараона действительно были единокровными братом и сестрой. Эхнатон сам имел генетические отклонения и передал недуги сыну. Тутанхамон страдал некрозом костей стоп, косолапостью и не мог передвигаться без трости. Более 130 богато украшенных тростей было найдено в его гробнице.
Кроме проблем с ногами фараон имел «волчью пасть» (расщепление верхнего неба) и совершенно женскую широкобедрую фигуру, что говорит о нарушении гормонального баланса. Косвенно подтверждает наличие серьёзных генетических отклонений у детей Эхнатона и то, что Тутанхамон и его сводная сестра Анхесенамон дважды произвели на свет мертворождённых детей. Кстати, по ряду исследований, до брака с Тутанхамоном Анхесенамон была замужем за своим отцом и свёкром Эхнатоном. Хотя адекватно определить родственные связи здесь, пожалуй, невозможно.
Дорогие и другие
Так почему же фараоны не боялись близкородственных браков?
Конечно, эпоха египетских царств отстоит от нашего просвещённого века на тысячелетия, и можно предположить, что Хеопсы и Аменхотепы просто не догадывались о генетических уродствах, которыми чреваты многочисленные браки с близкими родственниками. Впрочем, у других народов на подобные связи со времён не менее давних, чем египетские, накладывалось очень жёсткое табу. Для египтян, разбиравшихся в медицине гораздо лучше многих современников, подобная неосведомлённость или беспечность по крайней мере странна.
Остаётся предположить, что опасностью родить больных детей они сознательно пренебрегали ради сохранения власти и влияния. Ведь не шокируют же нас бесконечные близкородственные браки между членами монарших династий Европы и России или знаменитая челюсть Габсбургов как продукт многовекового инбридинга, призванного не допустить утекания богатств и владений за пределы семьи.