Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.
Происхождение лампасов
Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.
Подобие лампаса, как считается, носили ещё скифы в глубокой древности. Причём есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, об собственные штаны, за неимением ничего другого. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.
Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т.д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.
Есть более прозаическая и, скорее всего, более правдоподобная версия происхождения лампасов у казаков. Казаки, хотя и кичились своими вольностями, всегда выпрашивали себе жалованья – в зависимости от места своего проживания – у польского короля либо у московского царя. И вот как-то раз монарх прислал очередное жалованье – хлебом, вином, оружием и материями на одежду. Материи разных цветов оказалось неодинаковое количество – больше всего синей, а меньше всего красной. Казаки, однако, разделили каждую материю поровну. Синей ткани хватило, чтобы каждый казак сшил себе шаровары. А алой ткани досталось только по полоске на казака. Подумали казаки и решили нашить себе эти алые полоски на шаровары.
Так ли это на самом деле – тоже неизвестно. Однако, во всяком случае, штаны у донских и у запорожских казаков и вправду исстари были синие, а лампасы же у донцов – красные. У кубанских же, которые ведут своё происхождение от запорожцев, – лампасы близкого цвета, малиновые.
Цветовые различия
Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почётным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.
Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определённому казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.
Так, у донских казаков лампасы были, как уже сказано, красные. Красные лампасы были и у сибирских, семиреченских и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упразднённых в конце XVIII века. Малиновые – у кубанских и (независимо от них) уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы (тоже независимо) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы жёлтого цвета. Жёлтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них жёлтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.
Как видим, по одним лампасам ещё нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на чёрные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили чёрные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.
У поздно (во второй половине XIX века) возникших казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или жёлтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.
Вот такие цветовые различия формы подчёркивали традиции конкретного казачьего войска. Причём характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учреждённые позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.