В Древнем Египте, в отличие от многих других культур, верили, что космическая мать Нут — это звездное небо, а земля — это бог Геб. Геб был отцом возрождающегося и умирающего бога Осириса.
Согласно мифу, Геб ссорился со своей женой Нут из-за того, что она каждый день поедала своих детей-небесные светила, а затем вновь рожала их. Шу разъединил супругов, подняв Нут наверх (небо), а Геба оставил в горизонтальном положении (земля).
Богиня неба Нут, изогнувшаяся над землей – Гебом. Рисунок на папирусе. Ок. 1000 г. до Р.Х. Лондон. Британский музей.
В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавлял судей. Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, то есть, власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу.
Когда европейцы впервые видят изображение этого божества, то стыдливо отводят взгляд и фотографируют его только по пояс. По той же причине арабы, захватившие Египет старательно уничтожали его изображение полностью или частично.
Однако, для египетских фараонов Мин и его праздник был важнейшим обоснованием своей власти, в который проводился древний ритуал плодородия, хорошо документированный в археологических памятниках.
Мину начали поклоняться задолго до строительства первых пирамид – еще в преддинастический период, что подтверждается эмблемой бога, появляющейся на глиняной посуде уже в это время.
Ритуалы, связанные с качествами Мина, как «производителя урожаев», являлись частью церемоний фестиваля Сед, который проводился первый раз на 30-летие правления фараона, а затем каждые 3 года его правления, чтобы с помощью магических ритуалов омолодить силы фараона, восстановить его выносливость и способность дальше управлять страной.
1 из 2
Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, 20 в. до н.э
Божество, чей культ уходит в глубину тысячелетий, именовалось египтянами, как Мин, что в современном переводе означает «Видимый», «Проявленный». Нередко о плодородии этого божества говорит и надпись к его изображениям, где он называется «чёрным». Именно этот цвет считался символом богатых земель в долине Нила.
Интересно отметить, что и само слово «праздник» в египетском, коптском, саидском языках переводится как «явление (божества)», таким образом праздник являл собой момент встречи человеческого и божественного.
Два страусиных пера на короне бога символизируют истину и справедливость, поскольку они в точности одинаковы.
Плодовитость Мина отражалась и в его священных живых существах. Так, главным животным божества был бык белого цвета. А вот растением, покровителем которого был этот бог, являлся лук-латук, что, согласно преданиям, способствовал повышению мужской силы.
Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. После этого правитель славил Мина и первым начинал обрабатывать землю, подавая пример своему народу.
Изначально, в додинастическом Египте, Мин считался повелителем дождя и с ним были связаны древнейшие ритуалы вызывания дождя. При этом он ассоциировался с Созвездием Ориона, которое напоминало фаллический символ бога.