Тамплиеры — кто они на самом деле? История “Рыцарского Ордена Святого Гроба Господня” от создания до падения

ГлавнаяFasion Олег Олимский

Выполнив свой долг, после освобождения от неверных Святой Земли в 1099 году, многие участники первого крестового похода возвратились домой. Только некоторые из последователей решили остаться на Святой Земле.

Из-за недостаточной франкской иммиграции государства крестоносцев всегда будут испытывать дефицит в комбатантах. Король Иерусалима, князь Антиохии и графы Эдессы и Триполи имели всего по 200 рыцарей. Но если города находились в относительной безопасности, паломники оставались уязвимыми на дорогах, ведущих к Святой Земле. Грабежи, убийства, изнасилования, попадание в рабство стало привычным для безоружных паломников.

Как был основан орден тамплиеров – версии и факты

Идея создания религиозных орденов заключалась в защите святых мест в ответ на нападения мусульман и обеспечение безопасности паломников.

Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский (основатель схоластики), который отправился в Святую Землю в 1102 году, описывает, как подвергались нападению группы паломников, высадившиеся в Яффе. «Они шли по горной дороге, ведущей в Иерусалим. Уставшие и истощенные путники останавливались по пути группами скромных размеров, что делало их особенно уязвимыми. Чтобы выкрасть деньги, вшитые в одежды путешественников, случалось, что нападавшие убивали людей. Паломникам приходилось бросать тела своих спутников, поскольку слишком опасно было оставаться на месте ещё какое-то время, чтобы провести погребение по христианским законам. Опасность исходила и от турецких войск, расположенных на севере и от египтян – на юге».

Страшная трагедия случилась на Пасху 1019 года. Группа из 700 безоружных людей, мужчин и женщин, отправившаяся в восточный вояж, покинула Иерусалим и направилась к Иордану. По словам германского летописца, «радость наполняла их сердца» во время путешествия. На них напали арабы из Ашкелона (в то время он находился в составе Фатимидского халифата) – 300 человек погибло, 60 – взято в рабство.

Справка! Гуго де Пейн, будущий основатель и первый великий магистр Ордена, впервые отправился на Восток в 1104 году, сопровождая графа Гуго I Шампанского. Они снова вернутся в 1107 году, и вновь отправятся в Иерусалим в 1114 году, чтобы посвятить себя защите Гроба Господня.

Тамплиеры: история Ордена – рождение

Гуго де Пейн и Годфри де Сент-Омер предложили патриарху Иерусалимскому Вармунду (Гормону де Пиквиньи) и королю Иерусалимскому Балдуину II для спасения своих душ защищать мирян или уйти в монастырь. Король Балдуин, обеспокоенный опасностями, с которыми сталкивались паломники в его королевстве, убедил Гуго де Пейна и его компаньонов спасти свои души, как известно из летописей, дать обеты бедности, целомудрия и послушания, а также «защитить паломников от бандитов и насильников». Пасхальная резня на пути к Иордану подтвердила правильность предложения короля.

На рождество 1119 года Гуго Пейн и еще восемь рыцарей организовали ополчение и дали клятвы перед патриархом в Храме Гроба Господня. Так состоялось возникновение Ордена тамплиеров, который стал называться Воинством Христовым (militia Christi), с той двусмысленностью, что монашеская община с самого начала объединяла монахов и воинов: Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici – Бедные Рыцари Христа и храма Соломона. Патриарх, прощая им все грехи, поручил «охранять пути и дороги против разбойников, для безопасности паломников» («ut vias et itinera, ad salutem peregrinorum contra latrones»). Эта миссия рассматривалась как четвертый обет для военно-религиозных орденов.

Сначала Пейн и Сент-Омер сконцентрировались на прибрежной дороге в Атлит, пролегавшей через узкий проход в скале, что делало ее идеальным местом для грабителей, устраивавших засады паломникам. Впоследствии здесь была построена одна из крупнейших крепостей тамплиеров на Святой Земле: Мон-Пелерин. Крестоносцы возведут крепость Ле Детруа (недалеко от города Атлит, Израиль) – охранную эстафету с видом на передвижения паломников между Хайфой и Кесарией.

Основание Ордена

Создание Ордена состоялось в январе 1120 года на соборе в Наблусе, когда бедные рыцари Христа были представлены духовным лидерам и собранию мирян. В том же году братство привлекло внимание влиятельного участника крестового похода – Фулька, графа Анжуйского (король Иерусалима с 1131 года), который вступил в орден рыцарей тамплиеров. Вернувшись на родину, он назначил годовой доход рыцарям Ордена – мера, была быстро принятая другими французскими дворянами, добавлялась к пособию, которое они получали по канонам Церкви Гроба Господня. Но общий доход оставался скромным. Если брать по отдельности каждого рыцаря, то они были бедны и носили только ту одежду, которую им жертвовали. Отличительная униформа появится несколько позднее; белый плащ – на Соборе в Труа в 1129 году, а красный крест был добавлен папой Евгением III в 1147 году с началом Второго Крестового похода.

Балдуин II Иерусалимский, осознавая преимущества, которые он мог извлечь из этой инициативы, позволил бедным рыцарям поселиться в Эль-Акса, мечети расположенной на месте легендарного дворца Соломона, очень близко к Храму Господню. Тогда возникнет путаница между понятием храм и дворец, что приведет к переименованию бедных рыцарей в «рыцарей Храма Соломона», проще говоря, в храмовников или тамплиеров.

Иерусалимский король Балдуин II

Иерусалимский король Балдуин II передает Эль-Аксу Пейну и Сент-Омеру; миниатюра в манускрипте История деяний в заморских землях, Гийом (Вильгельм) Тирский (Histoire d’Outre-Mer, Guillaume de Tyr)

Мечеть Эль-Акса была известна как мечеть храма Соломона, поскольку считалось, согласно еврейской традиции, что была построена на месте храма Соломона. После завоевания Иерусалима в 1099 году царь сделал мечеть Эль-Аксу своим дворцом. Но теперь, когда у него был построен новый дворец, он передает старую мечеть бедным рыцарям, в которой они устанавливают свою штаб-квартиру. Они живут там, хранят оружие, одежду и еду, а большой погреб, расположенный в юго-восточном углу Храмовой горы, превращают в конюшни Соломона.

В поисках признания

Известность ополчения не могла распространиться за пределы Святой Земли, поэтому Гуго де Пейн и ещё пять рыцарей отправились на Запад в 1127 году – нести послание папе Гонорию II и Бернарду Клервоскому.

При поддержке короля Балдуина и указаний Иерусалимского патриарха рыцари преследовали следующие цели:

  • Признание ополчения Церковью и присоединение к каноникам Гроба Господня (тамплиеры, как и каноники, следовали уставу святого Августина)
  • Придание легитимности действиям ополчения; название рыцарь-монах представляло новое явление, которое могло противоречить правилам Церкви и общества в целом.
  • Вербовка новых рыцарей и получение пожертвований для развития необходимых материально-технических ресурсов, которые должны были поддерживать ополчение на Святой земле. Поддержка со стороны авторитетных лиц гарантировала религиозный аспект этой инициативы. Первое пожертвование (30 анжуйских фунтов) поступило от Фулька, графа Анжуйского, который позднее станет королем Иерусалима.

Вояж на Западе бедных рыцарей начался в Анжу и следовал через Пуату, Нормандию, Англию, где они получили многочисленные пожертвования, Фландрию и, наконец, Шампань.

Тамплиеры история великого Ордена: Собор Труа

Доведя послание короля Иерусалима до Бернарда Клервоского, чтобы он помог тамплиерам получить согласие и поддержку папы, Гуго де Пейн принял участие в соборе Труа (названый так, поскольку имел место в кафедральном соборе святого Петра и святого Павла в Труа).

Собор Труа открылся 13 января 1319 года в присутствии многочисленных религиозных деятелей и авторитетных мирян, которые одобрили новый Орден, наделив собственным уставом. С официальным благословением тамплиеры стали популярным благотворительным учреждением во всем христианском мире, получая пожертвования и сыновей из благородных семей в свои ряды, которые стремились помочь в борьбе на Святой Земле.

К 1140-м годам, через три десятилетия после основания, духовно-рыцарский орден был известен всему христианскому миру, как благодаря храбрости тамплиеров, так и за огромные накопленные богатства.

духовно-рыцарский-орден

Новая модель воина

Рыцари Круглого стола – рыцари короля Артура, которые ищут Святой Грааль, служат примером христианских добродетелей. До тамплиеров все это не имело особого смысла. В Раннем средневековье рыцари в большей степени представляли головорезов, грабящих деревни, чтобы набить собственные карманы. Тамплиеры создали другую модель. Монахи, давшие обеты бедности, целомудрия, послушания и приверженные борьбе с «неверными» на Святой Земле. Поклявшиеся служить христианскому делу, они получили признание папы на Соборе Труа в Шампани в 1129 году. Примечательно, что в легендах о рыцарях Круглого стола (13 век) величайший рыцарь, сэр Галахад, носит белый щит с красным крестом («герб» тамплиеров). Святой Грааль дается только ему в руки.

Основание «рыцарей Храма», защита латинских государств Святой Земли от сарацин, как последствие Первого Крестового похода, произвели революцию в начале 12 века. До той поры, невозможно было и представить, что религиозные обеты совместимы с военной деятельностью. Объединение двух великих идеалов средневековья – служение Христу и рыцарство – быстро обеспечило успех Ордену. Приток пожертвований позволил собрать огромное земельное наследие, доходы от которого использовались для военных нужд в Палестине. Другие духовно-рыцарские ордена были основаны по той же модели (вскоре «милитаризировась» Госпиталь Святого Иоанна Иерусалимского, связанный с монашеским орденом Госпитальеров, тевтонские рыцари).

Кодекс тамплиеров

Устав ордена тамплиеров, составленный при непосредственном участии Бернарда Клевроского, излагает правила поведения, регулирующие все аспекты повседневной жизни, включая одежду, питание, ночной отдых, социальные ограничения. Раздел, посвященный размеру покаяния, особенно важен для поддержания строгой дисциплины ордена. Изначальный проект (1129 год) включал перечень из 72 пунктов с правилами, призванными держать рыцарей-тамплиеров на коротком поводке. Они отражают обеты бедности, безбрачия, но особенно – послушания. По мере того как рыцарский и духовный Орден становился все больше, дисциплинарный кодекс расширился до нескольких сот правил и стал очень сложным. Написанные на латыни и французском разными авторами в течение полутора веков оригинальные документы не сохранились, но они известны благодаря переводам на другие языки.

Рыцари могли есть мясо только три раза в неделю, за исключением особых праздников, поскольку употребление мяса, как считается, портит организм. Ношение мехов, туфель с заостренными носками и любой модной одежды, категорически запрещалось. Конечно, целомудрие считалось необходимостью, но тамплиерам запрещалось целовать даже собственную мать или сестру. За нарушение правил следовало наказание. Оно варьировалось от порки до потери рыцарской мантии и изгнания из братства. За небольшие прегрешения храмовник должен был принимать пищу на полу.

Стратеги и ревностные вояки

Строгие ценности тамплиеров не только означали, что все, кто принадлежал к Ордену, должны были дать обеты, но отступление с поля битвы было запрещено при любых обстоятельствах и если приходилось погибать.

Прославленные своим благочестием и готовностью сражаться за распространение христианства тамплиеры, тем не менее, были хорошими стратегами. Они предупреждали соратников крестоносцев от необдуманных действий.

Христиане из Европы, достигшие Иерусалима, часто намеревались незамедлительно сразиться с мусульманами. Тамплиеры, проживавшие в регионе в течение многих лет, сохраняли дружеские отношения с местными арабами и объясняли, что это чаще всего было плохой идеей. Как считает историк Мельбурнского университета Энн Гилмор-Брайсон, не исключено, что тамплиеры в глазах вновь прибывших представлялись невыносимыми всезнайками. Но это не делало их пацифистами. Целью для тамплиеров являлось создание крупной армии, которая могла бы эффективно противостоять мусульманской силе.

Ассасины и тамплиеры: история

Ассасины и тамплиеры имели общего врага, и в интересах обоих лагерей было сохранять мирные отношения. Выражая свою ненависть к суннитам, ассасины иногда оказывались в союзе с христианами. В 1164 году Рашид ад-Дин Синан, открыто отверг исламское право. Исмаилиты-низариты считали своего Владыку – Старца гор, как называли его крестоносцы, – воплощением Бога.

Ассасины

После того, как ассасины в 1152 году убили Раймунда II, графа Триполи (по неизвестной причине, если только Годерна, жена Раймунда II, не приказала его убить), тамплиеры угрожали им войной. Но ассасины легко купили защиту тамплиеров, соглашаясь платить ежегодную дань в 2000 человек.

Тем не менее, недоверие тамплиеров к ассасинам заставит выступить против политики Амори I Иерусалимского, который вступил в переговоры с Синаном в 1173 году. Одним из главных условий этого предполагаемого союза являлось то, что ассасины обратятся в христианство. Но когда посланник от Синана покидал Иерусалим, они попали в засаду, устроенную рыцарями-тамплиерами, которые убили его посланника. Амори сложно было убедить Синана в том, что гибель эмиссара не была спровоцирована им самим. Он обвинил тамлиеров в измене и в том, что они привели его королевство на грань разорения, разрушив надежды на перспективный союз.

Гийом Тирский считал, что тамплиеры этим убийством преследовали финансовый мотив. Мир означал бы конец дани, которую выплачивали ассасины тамплиерам. Вальтер Мап писал: «Если наступит мир, что случится с мечом?» Другими словами, война оправдывала существование тамплиеров. Аргумент жадности тамплиеров характерен в истории Гийома Тирского. Однако тамплиеры, вероятнее всего, были обеспокоены тем, что короля вводили в заблуждение. Они понимали, что, какую бы религию не защищал ассасин, это была всего лишь видимость. То есть, если бы ассасины приняли христианство, они все равно продолжили бы исповедовать собственные верования или убеждения.

Под контролем тамплиеров находились стратегически важные земли и крепости в непосредственной близости от анклава ассасинов, которые доминировали над перевалами, выходящими на территории, принадлежащими суннитам, еще более опасных противников. Снижение защиты вследствие доводов относительно полезности союза с ассасинами, считалось безоотвественным. Это, конечно, стоило бы тамплиерам потерей авторитета на Западе. Переговоры так и не возобновились. После смерти Амори в 1174 году, регентом Иерусалимского королевства был назначен Раймунд III, граф Триполи, сын и наследник Раймунда II. А поскольку его отца убили ассасины, то он разделял к ним недоверие, наряду с тамплиерами.

Первые банкиры

В то время как каждый рыцарь по отдельности дал обет бедности, в целом Орден со временем стал поразительно богатым. Помогала в этом и папская булла папы Иннокентия II, освобождавшая тамплиеров от уплаты любых налогов. Они собирали пожертвования со всей Европы. Королевские дома награждали Орден огромными владениями. Альфонсо I Воитель король Арагона завещал им треть своего королевства (остальные части двум другим орденам), хотя его последняя воля была отвергнута дворянами королевства, и нашлись возможные преемники. Даже обычные люди, руководствуясь только своим желанием, оставляли Ордену небольшие земельные участки. В конечном итоге тамплиеры владели землями, хозяйствами, замками, в распоряжении Ордена находился флот и весь остров Кипр. Но тамплиеры были не просто обладателями этих богатств, они использовали их для получения выгод, торгуя зерном, вином, шерстью по всей Европе и сдавая земли в аренду.

Иерусалимское королевство станет «вечным спором» между христианской и мусульманской верой и битва за него будет вестись на протяжении 12 и 13 веков, особенно между великим вождем сарацинов Саладином и связанным с тамплиерами английским королем Ричардом I, «Львиное Сердце». В июне 1187 года защита Иерусалима от Саладина финансировалась за счет неожиданного источника. Генрих II Плантагенет заплатил Церкви в качестве аскезы за его вину в убийстве Томаса Бекета ступенях алтаря Кентерберийского собора 17 лет назад.

Исходя из первоначальной цели рыцарей-монахов, которая состояла в том, чтобы охранять паломников, путешествующих в Иерусалим, они создали систему. Финансовая деятельность заказа предусматривала, что люди могли сдавать свои товары или наличность в церквях, принадлежащим тамплиерам, например в Храмовую церковь в Лондоне, во время паломничества в Иерусалим, Сантьяго-де-Компостела или Рим.

Депозитный сертификат – изобретение тамплиеров. Когда паломник доверял им наличность, необходимую для путешествия, брат-казначей передавал ему письмо, которое удостоверяло сумму, внесенную на хранение. Рукописное и заверенное письмо получило название векселя. Пилигрим путешествовал без денег и находился в большей безопасности от грабителей. Прибыв в пункт назначения, он забирал свои деньги в местной валюте у других тамплиеров. Орден разработал и узаконил службу обмена валюты для паломников.

Орден предоставлял финансовые услуги для монарших особ и элиты. В 1200-х годах они получили английские королевские драгоценности в качестве обеспечения по кредиту. И когда король Генрих III Плантагенет захотел купить остров Олерон, Орден не только заключил сделку, но и получил от короля платежи в рассрочку. На самом деле Генрих III был так впечатлен тамплиерами, что завещал похоронить себя в Храмовой церкви (позже он изменил свое решение, и похоронен в Вестминстерском аббатстве).

Французское Казначейство также использовало тамплиеров как своего рода субподрядчика для выполнения многих своих функций.

Тамплиерам приходилось осуществлять хозяйственную, коммерческую и финансовую деятельность, чтобы оплачивать расходы, необходимые для функционирования Ордена, и связанные с военной деятельностью на Востоке. Однако эту экономическую и финансовую деятельность не следует путать с деятельностью банкиров. Ростовщичество среди религиозных орденов, то есть переговоры о выплате процентов, запрещалось Церковью. Тамплиеры давали деньги разным людям или организациям: паломникам, крестоносцам, торговцам, монашеским общинам, духовенству, королям и принцам… Размер возмещения (награда) иногда превышал первоначальную сумму, когда она могла быть замаскирована посредством обмена валюты. Это был обычный способ обойти запрет.

Награда

Во время крестового похода Людовика VII, король Франции, прибывший в Антиохию, попросил финансовую помощь у тамплиеров. Гроссмейстер Эврар де Бар сделал для этого все необходимое. Людовик VII писал своему интенданту, говоря о тамплиерах: «Мы не можем представить, как Мы могли бы выжить в этих странах (на Востоке) без их помощи. Мы уведомляем вас, что они одолжили Нам и заняли значительную сумму от своего имени. Эта сумма должна быть им возвращена». Указанная сумма – две тысячи серебряных марок.

Структура и могущество ордена

Гуго де Пейн и Годфри де Сент-Омер вряд ли могли представить, что через несколько десятков лет их создание превратится в самую могущественную неправительственную организацию в мировой истории. Власть и влияние тамплиеров во всей Европе достигли своего апогея примерно к середине 12 века. Организация финансировала многие суверенные правительства, включая правительства Франции и Англии.

Рыцари-тамплиеры имели значительную политическую власть во время Гражданской войны в Англии (1135 и 1153 годами), период правления короля Стефана. После смерти Стефана, они встали на сторону Генриха II Плантагенета и его жены Элеоноры Аквитанской и, без сомнения, помогли им завоевать английский престол. Подобно современной многонациональной корпорации, гроссмейстер ордена заседал в парламенте как первый барон королевства (primus baro Angiae) в период расцвета ордена в Англии.

Тамплиеры были организованы как монашеский орден, похожий на цистерцианский орден Бернарда Клевроского, который имел первый эффективный международный опыт организации на территории Европы. Организационная структура обладала крепкой цепочкой полномочий. Территориально Орден был разделен на несколько провинций, число которых колебалось с годами. Как правило, учитывается 21 провинция Ордена:

  • Франция, Пуату, Овернь, Прованс, Бургундия
  • Португалия, Кастилия, Арагон, Валенсия
  • Сицилия и Апулия, Рим, Тоскана и Ломбардия
  • Англия, Германия, Венгрия, Польша и Чехия
  • Иерусалим, Триполи, Антиохия, Кипр, МалаяАрмения

Иерархический состав Ордена:

  • Верховный Магистр (Мастер), назначаемый пожизненно, который курировал как военные усилия ордена на Востоке, так и финансовую деятельность на Западе. Вместе с тем его власть была относительно ограничена. Являясь главой ордена, он в то же время ничего не мог сделать в одиночку. Он играл репрезентативную роль, и любое решение должно было быть одобрено высшим капитулом ордена.
  • В состав высшего капитула, который выбирал магистра, входило двенадцать братьев (восемь рыцарей и четыре сержанта) и брат капеллан. Члены этого совета назначались высокопоставленными лицами и полководцами Святой Земли после смерти предыдущего мастера.
  • Сенешаль – второй по важности персонаж ордена, основной функцией которого было заменять великого магистра при его отсутствии.
  • Маршал – военный глава ордена. На местах даже магистр ордена должен был подчиняться решениям маршала обители. Он отвечал за «baussant» (боевой флаг тамплиеров), гарантировал, что братья ордена оснащены надежной боевой техникой.
  • Командор Иерусалимского королевства – он же казначей. Он управлял финансами европейских командоров и заботился об их своевременных поставках.
  • Командор Иерусалима – гостеприимный брат ордена, который заботился о больных и раненых.
  • Командоры Триполи и Антиохии – представители мастера в этих провинциях, имели те же права и прерогативы, их поддерживали рыцари, как например, маршал Антиохии.
  • Командоры других провинций имели тот же статус, что и командоры Триполи и Антиохии, за исключением того, что их провинции не находились в состоянии войны, поэтому у них не было маршалов.
  • Брат суконщик (кастелян) отвечал за материально-техническое обеспечение всех братьев Ордена: одежда, обувь, постельные принадлежности…
  • Братья рыцари, командоры домов отвечали за свой участок, то есть крепость, командование… и отчитывались перед командором земли или провинции.
  • Командор рыцарей: это были лейтенанты маршала обители; находящиеся под непосредственным командованием командора Иерусалима. Командор рыцарей командовал мирянами, которые находились в ордене.
  • Туркоплье – командир местными войсками, то есть жителями Святой Земли, который присоединились к ордену и служили оруженосцами или разведчиками. Туркоплье также командовал братьями сержантами, когда они находились на поле битвы.
  • Под-маршал находился под командованием маршала и руководил гонфаноньерами перед началом битвы.
  • Гонфаноньер – командир оруженосцев.
  • Командор Акко – специальный казначей, управлявший товарами ордена, которые выгружались с судов по прибытии в порт Акко.

Тамплиеры не совершали рыцарских церемоний, поэтому любой рыцарь, желающий стать тамплиером, уже должен был быть рыцарем. Они составляли наиболее заметную ветвь Ордена. Это были элитные воины, все происходившие из знати, хорошо экипированные и отлично обученные, находившиеся на линии фронта. Они носили знаменитые белые мантии, символизировавшие чистоту и целомудрие.

Из-за высокого спроса на рыцарей, имелось ещё отдельное подразделение Fratres Conjugati – женатых братьев. Они вступали в ряды тамплиеров на определенный заранее период времени, прежде чем вернутся к светской жизни; носили черную или коричневую мантию с красным крестом, как сержанты.

Рыцари были оснащены тяжелой кавалерией (с тремя или четырьмя лошадями) и имели одного или двух оруженосцев. Как правило, оруженосец не был членом Ордена, его нанимали.

Служащие братья или сержанты выбирались из числа тех, кто имел навыки ремесленников (от кузнецов до строителей). Они сражались вместе с рыцарями в качестве легкой кавалерии с одной лошадью и носили черный или коричневый плащ с красным крестом. Некоторые из высших постов ордена были зарезервированы для сержантов, в том числе пост командора Акко, который фактически был адмиралом флота тамплиеров.

С 1139 года капелланы составляли третий класс тамплиеров. Они были рукоположены в священники, которые заботились о духовных потребностях тамплиеров.

Великие магистры

Выражение «гроссмейстер» для обозначения верховного главы ордена появилось в конце 13-го и в начале 14-го века в поздних уставах и в материалах процесса тамплиеров. Затем он был принят и популяризирован некоторыми историками 19-го и 20-го веков. Но сами тамплиеры не использовали такое название – великий магистр Ордена. В поздних текстах встречаются такие классификаторы как «главный мастер» и «верховный мастер».

В течение периода существования Ордена, с 1129 по 1312 год, когда папа Климент V формализовал роспуск Орден тамплиеров, его возглавляли двадцать три гроссмейстера.

Проклятие Жака де Моле

Драматические завершение жизни Жака де Моле на костре 18 марта 1314 года вдохновило на легенду о проклятия, которое он произнес в адрес Филиппа и Климента V. По сообщениям, де Моле оставался непокорным до конца, и просил, чтобы его связали так, чтобы он был развернут лицом к Нотр-Дам-де-Пари, а руки сложены в молитве. Согласно легенде, он крикнул из пламени, что и папа Климент, и король Филипп скоро встретятся с ним перед Богом.

Сожжение

Легенда родилась после удивительного эпилога жизни Филиппа Красивого, самого могущественного короля христианского мира. Как еще для менталитета средневекового человека было объяснить, то, что произошло потом, если не сверхъестественной причиной:

  • смерть папы Климента через месяц после процесса тамплиеров;
  • смерть короля 29 ноября 1314 года в результате несчастного случая – падения с лошади на охоте;
  • прелюбодеяние его невесток;
  • раннюю смерть трех сыновей, что привело к завершению правления Капетингов, к спорам о правопреемстве и Столетней войне.

Однако проклятие Жака де Моле четко сформировалось в 16 веке. Паоло Эмилио из Вероны, написал «Историю Франции» для короля Франциска I. В ней он показывает казнь и смерть Жака де Моле, проклинающего короля и папу и вызывающего их на суд Божий. Историки последующих веков только повторяли его рассказ.

Закат деятельности тамплиеров

К началу 14-го века несгибаемые ценности тамплиеров сделали их анахронизмом в эпоху, которая стала все больше полагаться на дипломатию вместо военной мощи.

Орден находился в кризисе после падения последних позиций латинских государств Востока и Сен-Жан-д’Акр (Акко) в мае 1291 года и смерти многих братьев и сановников. Репутация тамплиеров была ослаблена, как и смысл существования в целом.

Жак де Моле вступил в наш орден в Боне в 1265 году. После сражения на Святой Земле он был избран главой ордена в 1292 году, находясь на Кипре. Последний магистр ордена тамплиеров посвятил свою деятельность реорганизации Ордена, подготовке к восстановлению святых мест и созданию прочных альянсов в Европе. Именно в этой последней задаче он потерпел неудачу. 13 октября 1307 года он был арестован в Париже по приказу короля Филиппа IV Красивого, обвинен в ереси и непристойностях. Некоторое время поколебавшись, папа Климент V и другие религиозные деятели не поддержали его. После несправедливого суда Жак де Моле был признан еретиком и приговорен к сожжению заживо на костре.

Разгром Ордена

Ревностный католик, несмотря на столкновения с папством, Филипп IV Красивый говорил, что высоко ценит Белые Плащи. Он вспоминал об этом во время вознаграждения тамплиеров в 1304 году. Но через несколько месяцев его советник Гийом де Ногаре преуспеет в том, чтобы вызвать подозрение короля. Идея разрушения ордена уже присутствовала в сознании Филиппа, но у него не было доказательств, чтобы начать разбирательства.

Утверждая, что военно-религиозные ордена больше не имеют смысла существования, Филипп IV предложил папе Клименту V объединить рыцарей святого Иоанна и тамплиеров в единую «религию» и позволить выбирать верховного мастера из числа французских дворян. Но отказ магистров обоих орденов, который подчеркивал расхождения в правлении, обязал Климента V признать это. Филипп IV был разочарован и прислушался к совету Ногаре, который, по непонятным причинам, ненавидел тамплиеров.

Арест тамплиеров, несмотря на многочисленные исследования, остается предметом разногласий. Сведения излагаются по-разному, искажаются плохо информированными авторами или рассказчиками, заинтересованными в их искажении. В настоящее время принята версия флорентийского летописца Виллани, хотя она и не соглашается в некоторых вопросах с историей Альмарика Ожье де Безье.

Согласно версии Виллани, отправной точкой для обвинения тамплиеров стал донос от приора Монфокона аббатства святого Марциала в Лиможе, Скина де Флориана. В 1303 году исключенный из Ордена за вероотступничество и содомию Скин де Флориан зарезал командора Мон-Кармеля, ответственного за его увольнение. Чтобы избежать смертного приговора, Флориан призывает на помощь Ногаре. Его заключают в тюрьму в Тулузе, где он содержится в компании некоего флорентийца Ноффо Деи, подобного ему заключенного, преступника, погрязшего в пороках, который, чтобы получить свободу от короля, выдумал ложное обвинение.

Верит ли Филипп IV в вину тамплиеров? Так или иначе, но он позволит организовать Ногаре клеветническую компанию, чтобы подготовить общественное мнение к акции против рыцарей храмовников. 22 сентября Королевским советом принимается решение об аресте всех тамплиеров на территории Франции.

Моле, окруженный почестями благодаря его званию, равным принцам крови, присутствует 12 октября на похоронах Екатерины де Валуа. А вечером в этот же день все судебные приставы распечатали распоряжение, предписывавшее на рассвете 13 октября приступить к немедленному аресту всех братьев в их юрисдикциях.

Действуя якобы по просьбе великого инквизитора Франции, его исповедника а, следовательно, Папы Римского, Филипп IV обнародовал 14 октября обвинения: отрицание Христа и плевание на кресте с последующими гомосексуальными действиями на приеме в Ордене, содомии, почитании дьявольской фигуры Бафомета.

Климент V сказал Филиппу, что намерен провести полное расследование о состоянии тамплиеров. Но примерно за неделю до запланированного формального расследования Климент V получил неожиданное сообщение о том, что члены ордена арестованы, заключены в тюрьму и обвинены в ереси в результате инквизиции, которую папа не созывал.

Невероятно то, что содомия и вероотступничество – те два греха, которые «вышли» из Ордена. Приверженность тамплиеров вере была такова, что они предпочитали мученичество обращению в ислам.

Но 13 октября 1307 года об этом, кажется, никто не помнил. Что важно было для допросов, проводимых королевскими агентами, а не инквизиторами, так это обосновать обвинения, а не узнать правду. А для этого все средства хороши: страппадо или дыба с подвешиванием, дыба-ложе, вытягивающая конечности…

Падение ордена тамплиеров:

  • Климент V, первоначально возмущенный этим вопиющим пренебрежением к его власти, тем не менее, уступил, и 22 ноября 1307 года издал папский указ, предписывающий всем христианским монархам арестовать тамплиеров и конфисковать их земли во имя Папы и Церкви.
  • Папа Климент V буллой Vox in excelso, на Вьенском соборе в 1312 году, запретил любую форму восстановления самого ордена (включая использование устава, формы и названия) под угрозой автоматического отлучения.
  • Тамплиеры по всей Европе либо были арестованы и преданы суду по следствию Папы, либо включены в другие католические военные ордена, или вышли на пенсию и получили возможность спокойно прожить свои дни. По указу папы собственность тамплиеров передавалась рыцарям-госпитальерам, за исключением королевств Кастилии, Арагона и Португалии.
  • Португальский король Диниш I отказался преследовать бывших рыцарей, как это произошло во всех других суверенных государствах под давлением католической церкви. Под его защитой португальские тамплиеры изменили свое название на Орден Христа.

То, что падение и подавление Ордена со стороны Филиппа IV ставило целью присвоение богатств тамплиеров, на самом деле лишь оспариваемая гипотеза. Король фактически облегчил свои финансовые трудности, пытаясь установить регулярные налоги, облагая налогами евреев и ломбардских банкиров, иногда конфискуя их имущество и практикуя девальвацию валюты.

Влияние на современную культуру

Рыцари-тамплиеры связаны с легендами и тайнами со времен существования Ордена. Масонские писатели в 18 веке добавили собственные предположения. Новые художественные приукрашивания появились:

  • в популярных романах («Айвенго», «Маятник Фуко», «Код да Винчи», «Бафомет» и многие другие);
  • современных фильмах и сериалах («Национальное сокровище», «Последний тамплиер», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Падение Ордена» и многие другие);
  • видеоиграх (Broken Sword, Deus Ex и Assassin’s Creed).

Легенды о тамплиерах, рыцари ордена и Святой Грааль

Вильгельм Тирский, который был критичным по отношению к тамплиерам, когда они обрели власть, был источником первых легенд о тамплиерах.

Популярные темы легенд – история о Святом Граале, Ковчеге Завета, а также предполагаемая историческая связь с масонами. Легенды о Святом Граале, как правило, можно основывать на рыцарском романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль», в котором Святой Грааль, уподобленный сияющему камню, охраняют рыцари Ордена (читать онлайн).

Существуют ли тамплиеры сегодня, есть ли последователи в России

Многочисленные и разнообразные группы и ассоциации, в том числе и в РФ, ссылаясь на христианские и благотворительные ценности, утверждают, что они имеют прямое происхождение от Ордена. Это явление носит название тамплиеризм или неотемпларизм. Появление его состоялось в 18 веке во Франции с распространением Просвещения. Список организаций внушительный, но все они светские и говорить, что существует исторический орден тамплиеров в наши дни – абсурдно. Эти организации не имеют официального признания Католической Церковью. Хотя некоторые из нынешних «тамплиеров», в частности в Италии, заявляют о якобы признании понтификом, тогда как другие группы, в англосаксонском мире, характеризуются открытой враждебностью по отношению к католической церкви, несущей, по их мнению, совокупную ответственность за упразднение древнего ордена.

Орден восточных тамплиеров, представляющий оккультно-религиозную организацию, был основан в начале 20 века. Всемирный орден обладает авторскими правами на некоторые произведения Алистера Кроули, под руководством которого в 1912 году он по существу превратился в носителя телемы.

Относительно Приората Сиона. Пьер Плантар де Сен-Клер (1920-2000) – автор мистификации о Приорате Сиона. Он смог создавать вымышленную историю для этой организации, описав Приорат как тайный орден, создатель которого Готфрид Бульонский, на горе Сион. В версии Плантара Приорат был посвящен тайне родословной династии Меровингов, а он сам – последний потомок этой династии, ведущий происхождение от Дагоберта II, и один законный наследник. «Тайна» оставила свой след в современной культуре и была популяризирована в бестселлере Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль» – книга, написанная в духе альтернативной истории, заключительные аргументы которой Дэн Браун позаимствовал для своего романа «Код да Винчи».

Как неоднократно указывала L’Osservatore Romano (ежедневная газета, издающаяся в Ватикане) Святой Престол официально признает и защищает только Мальтийский орден и Конный орден Гроба Господня Иерусалима.

Источники:

Смотрите также


Новости партнеров